исследования стоит задача отбора определенного объема методик, необходимого и достаточного для
достижения поставленной цели. Этот объем не должен быть слишком мал, так как применяемые
методики могут оказаться нечувствительными к какому-либо психическому нарушению. Он не может
быть и слишком велик, чтобы не дублировать полученные результаты и не перегружать больного. Как
показывает практика, обычно для обследования одного больного бывает достаточно 8-9 методик.
В выборе конкретных методик исследования существенную роль играют:
1. Цель исследования. Например, если целью исследования является дифференциальная
диагностика, то следует пользоваться наиболее испытанными методиками, позволяющими обнаружить
патопсихологические симптомы (характерные нарушения познавательной деятельности, личности),
многократно наблюдавшиеся в экспериментально-психологических исследования при одном из
дифференцируемых заболеваний. Поэтому экспериментатор еще до начала исследования должен знать,
между какими заболеваниями проводится дифференциальная диагностика и каковы признаки
нарушений психической деятельности при каждом из этих заболеваний.
Если стоит цель выявить динамику некоторых показателей психической деятельности до и после
лечения, то необходимо подобрать методики, обладающие значительным количеством равных по
трудности, но различающихся по стимульному материалу вариантов, что необходимо для сравнения
результатов, полученных при первоначальном и повторном исследовании. Также целесообразно в этом
случае выбирать методики, имеющие количественные показатели.
Если необходимо выявить степень нарушения психических функций, то подбираются методики,
различающиеся по степени трудности, а также методики, выполнение которых возможно на разных
уровнях опосредования (на наглядно-действенном, образном или вербальном). Например, для
исследования логических операций в этом случае можно подобрать методики, сходные по способу
решения, но опирающиеся на наглядный или вербальный стимульный материал (методику
«классификация предметов» сочетать с классификацией понятий).
2. Значимым для выбора методик являются также образование больного и его жизненный опыт.
Например, недостаточно грамотному испытуемому нецелесообразно давать задания, опирающиеся на
необходимость высокого уровня абстракции, опосредования (например, методика сложных аналогий
таким больным может быть недоступна). При работе с детьми необходимо учитывать возраст
испытуемого,
нельзя подбирать методики, находящиеся вне зоны актуального и, тем более,
потенциального развития большинства детей данного возраста. Поэтому, например, методика
«пиктограмма» может быть применена для детей в качестве психодиагностической, но как
патопсихологическую ее можно использовать, только начиная с подросткового возраста (с 12 лет), так
как именно в этом возрасте логическое мышление начинает доминировать.
3. Выбор методик может определяться особенностями контакта с больным.
Например, при
обследовании больного с дефектом зрения подбираются методики с опорой на слуховое восприятие.
При обследовании глухих и слабослышащих испытуемых упор делается на методики, представляемые в
визуальной форме, на невербальные методики, а в случае необходимости использования словесной
методики ее представляют в письменном виде (как и все инструкции к методикам).
Если обследуется человек с речевой патологией или больной, для которого язык, на котором
проводится обследование, является неродным, то приоритет отдается невербальным методикам
(особенно если стоит задача исследования уровня его интеллектуального развития).
На подготовительном этапе исследования, как отмечалось ранее, патопсихолог также выполняет
задачу получения предварительных данных об испытуемом. В клинике источником такой
информации служат медицинские документы, в первую очередь история болезни, в которой отражены
анамнестические сведения. Сбор анамнестических сведений является задачей врача, однако
патопсихолог должен хорошо разбираться в структуре анамнеза, уметь грамотно анализировать его.
Если патопсихологическое исследование проводится не в клинике, то сбор анамнестических
сведений становится задачей самого психолога. Надо отметить, что в клинике под анамнезом
понимают совокупность сведений о болезни, которые врач получает от больного и использует для
установления правильного диагноза /4/. В практике работы с детьми, особенно в плане клинико-
психологической диагностики, анамнез понимается шире: не как история развития болезни, а как
история развития ребенка вообще (а история заболевания становится составной частью общей истории
|