«классификация предметов». При выполнении этого экспериментального задания больные
описываемой группы легко усваивают инструкцию, применяют способ, адекватный условиям задания,
т. е. раскладывают карточки по обобщенному признаку, но спустя время утрачивают найденный
правильный способ решения. Достигая в отдельных случаях высоких уровней обобщения, больные
эпизодически сбиваются на путь неправильных или случайных сочетаний. Эти колебания способов
решения могут проявляться по-разному.
1. Часто наблюдаются чередования обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний.
Например, больной с закрытой
черепно-мозговой травмой, который начал раскладку карточек по
обобщенному принципу, правильно создав группы растений, животных, не знает, куда отнести карточку
с изображением мухомора, так как «он же вредный, отнесу его в сторону». Причем после просьбы
экспериментатора работать внимательнее он смог выполнить задание правильно. Чем дольше такие
больные заняты выполнением задания, тем более выражены у них подобного рода ошибки. Однако
после непродолжительного отдыха, они могут вернуться к правильному выполнению задания.
2. Логические связи подменяются случайными сочетаниями. Так, правильное выполнение
задания на классификацию нарушается тем, что больные объединяют объекты в одну группу только
потому, что карточки оказались рядом. При этом больные в состоянии самостоятельно заметить и
исправить свои ошибки.
3. Ошибочные решения могут проявляться в образовании одноименных групп. Объединяя
предметы по правильному общему признаку, такие больные могут выделять несколько аналогичных
групп, например, могут создать две группы, в каждую из которых входят предметы мебели, или две (и
более) группы, объединяющие каждая изображения людей, и т. п.
Во всех этих случаях нарушение динамики мышления не приводило к грубым нарушениям
строения мышления. Оно лишь на некоторое время искажало правильный ход суждений больных,
являясь, скорее всего, нарушением умственной работоспособности.
В некоторых случаях нарушение динамики мышления носит более стойкий характер, при этом
изменяется само строение мышления. Такие стойкие нарушения динамики мышления в виде его
лабильности часто встречаются у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе
болезни. Маниакальные состояния характеризуются повышенным аффективным состоянием и
психомоторным возбуждением. Больные беспрерывно громко говорят, смеются, шутят, сопровождая
свою речь экспрессивной жестикуляцией и мимикой. Иногда выкрикивают отдельные слова.
Характерна чрезвычайная неустойчивость и разбросанность внимания.
У таких больных возможность анализа и синтеза часто не нарушены, однако выполнение любого
задания (и классификации,
и толкования пословиц и поговорок, и складывания последовательных
картинок и т. п.) не вызывает у них определенной стратегии мышления. Больные не вникают в смысл
задания, импульсивно приступают к его выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический
характер и не оттормаживаются. Больные сосредотачиваются на экспериментальном задании лишь на
короткое время. Так, понимая смысл пословицы, больные не могут на ней сосредоточиться. Нередко
какое-нибудь слово в пословице вызывает цепь ассоциаций, которые далеко уводят больного от
начальной темы.
Таким образом, при выраженной лабильности мышления у маниакальных больных, несмотря на
доступность смысла задания и сохранность логических операций, неадекватным оказывается само
течение умственной деятельности. Это обусловлено тем, что любое слово, любой предмет отвлекают
направленность больного и уводят его от непосредственного решения задания. Причем при
направляющей помощи экспериментатора больным удается решать задания адекватно поставленной
цели, но такой способ остается неустойчивым.
Неустойчивость способов выполнения работы достигает у некоторых больных утрированной
формы, тогда говорят о повышенной отвлекаемости.
Такие больные не только не в состоянии удерживать ход своих суждений в установленном ранее
направлении, но и начинают чутко реагировать на любой раздражитель, даже не адресованный им.
Особо отчетливо феномен «отвлекаемости» проявляется в ассоциативном эксперимента. В качестве
ответных реакций часто выступают так называемые «вплетения», т. е. в качестве ответов используются
слова, обозначающие находящиеся перед ними предметы. Любой объект, любая случайная фраза могут
|