одна из форм нарушения мышления. Патопсихологические экспериментальные исследования позволили
вскрыть механизм феномена «резонерства»: резонерские рассуждения больного определяются не столько
нарушением его интеллектуальных операций, сколько повышенной аффективностью, неадекватным
отношением, стремлением подвести любое, даже незначительное явление под какую-то концепцию.
Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не
выявляет нарушений познавательных
процессов, это характерно, например, для больных с
психопатиями.
Психологическая характеристика симптома резонерства была предметом специального
исследования Т. И. Тепенициной. Как показали результаты ее исследований, неадекватность,
резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная
захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к
оценочным суждениям.
Резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большему
обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность проявляется в самой форме
высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Грамматический строй речи отражает
эмоциональные особенности резонерства: своеобразен синтаксис, лексика резонерских высказываний,
часто используются инверсии и вводные слова.
Разноплановость и резонерство больных находят свое отражение в речи, которая приобретает
характер «разорванности». Нередко наблюдается симптом монолога больные говорят независимо от
присутствия собеседника. При внешне упорядоченном поведении и правильной ориентировке в
обстановке они могут часами произносить монологи, не проявляя при этом никакой
заинтересованности во внимании собеседников.
Анализ разорванной речи выявляет следующие ее основные характеристики: 1) в довольно
длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; 2) в речи больных нельзя обнаружить
определенный объект мысли; 3) больные не заинтересованы во внимании собеседника; они не
выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. Таким образом, «разорванная» речь
больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков. Она не является ни орудием
мысли, ни средством общения между людьми.
3.3.3. Нарушение динамики мыслительной деятельности
Как и любая другая деятельность, мышление имеет свою процессуальную сторону, т. е. оно
протекает во времени и обладает некой изменчивой динамикой. Еще И. М. Сеченов указывал, что мысль
имеет начало, течение и конец. С. Л. Рубинштейн
также неоднократно подчеркивала, что свести
мышление к операциональной стороне и не учитывать его процессуальную сторону означает устранить
само мышление. Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному
(операционному). Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции,
которые затем в него включаются. Истинным проявлением мышления как процесса является цепь
умозаключений, переходящая в рассуждение.
Поэтому и анализ нарушений мышления нельзя свести только к рассмотрению нарушений его
операциональной или личностной сторон. Часто встречаются нарушения мышления, которые не
сводятся к распаду понятий, а являются нарушениями его динамики. Ранее уже рассматривались
нарушения динамики мнестической деятельности, при которых колебания продуктивности памяти
(например, у сосудистых больных) вызывались нарушениями умственной работоспособности.
Подобные колебания, выступающие как непоследовательность суждений, наблюдаются и в
мыслительной деятельности больных. К таким динамическим нарушениям относят лабильность и
инертность мышления.
Лабильность мышления характеризуется неустойчивостью способа выполнения задания, т. е.
чередованием адекватных и неадекватных решений. Уровень обобщения больных в основном может не
страдать, больные в состоянии правильно обобщить материал, у них не нарушаются операции
сравнения, переноса. Однако адекватный характер суждений может быть неустойчивым.
Особенно ярко подобное нарушение проявляется при выполнении больными задания
|