жизнедеятельности. Существенность признака и свойства, значимость самого предмета или явления
зависят от того, какой смысл они приобрели для него. Причем, как указывал А. Н. Леонтьев, в разных
жизненных условиях одни и те же явления, события, предметы могут приобретать разный личностный
смысл для человека. Но кроме личностного смысла любой предмет или явление имеет еще и свое
значение, т. е. устойчивую общественно выработанную совокупность знаний о нем.
Наше отражение мира всегда включает в себя и смысловое отношение к нему, и его предметно-
объективное значение. В различных обстоятельствах могут превалировать то одна, то другая сторона, но
обе они гармонично слиты в единстве. Конечно,
и здоровые люди в определенных ситуациях
(например, в аффекте) могут руководствоваться при решении задач преимущественно личностными
смыслами, отчасти изменяющими значение предметов и явлений. Однако при проведении
экспериментального исследования, например, классификации предметов, несмотря на индивидуальные
различия, здоровые испытуемые руководствуются общепринятыми значениями, а не своими
личностными предпочтениями, интересами и т. п. Поэтому у здоровых испытуемых ответы носят
достаточно устойчивый, стандартный, даже банальный характер. У ряда больных шизофренией эта
устойчивость объективного значения вещей оказывается нарушенной. Единство значения предмета и
смыслового отношения к нему у таких больных оказывалось утраченным благодаря изменениям в сфере
мотивов и установок.
Особенно ярко нарушение мотивационного компонента мыслительной деятельности
обнаруживается в разноплановости мышления и резонерстве. Клиницисты также относят эти
нарушения к формальных расстройствам мышления, проявляющимся в утрате целенаправленности (см.
раздел 4 части I). Однако, только деятельностный подход, доминирующий в патопсихологии, позволяет
вскрыть психологические механизмы данных нарушений.
Нарушение мышления, обозначаемое как разноплановость, заключается в том, что суждения
больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Такие больные при выполнении
экспериментальных заданий в состоянии правильно усвоить инструкцию, они могут обобщить и
сравнить предлагаемый материал на основе существенных признаков, актуализируемые ими знания о
предметах могут быть адекватными. Вместе с тем больные не выполняют задания в требуемом
направлении: их суждения протекают в разных руслах.
Например, при выполнении методики классификации предметов больные объединяют карточки
в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих изображенных
предметов, то на основании личных вкусов, установок, обрывков воспоминаний. Процесс
классификации, таким образом, протекает у испытуемых в разных руслах. Направленность на
объективное содержание действия утрачивается, в мышлении больных переплетаются адекватные
логические суждения и обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.
Подобные нарушения мышления Г. В. Биренбаум наблюдала у больных шизофренией. Она
указывала, что мышление у таких лиц «течет как бы по различным руслам одновременно». К
выполнению заданий такие больные подходят не с позиций, обусловленных конкретной ситуацией, а
руководствуясь измененным отношением, измененными жизненными установками. Например, больной
объединяет в группу карточки со следующими изображениями: лопата, кровать, ложка, автомобиль,
самолет, корабль и дает им объяснение: «Железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума
человеческого». Больные часто подменяют выполнение задания выявлением субъективного к нему
отношения. Например, тот же больной, объединив шкаф, стол, этажерку, уборщицу и лопату в одну
группу, объясняет это таким образом: «Мебель. Это группа выметающих плохое из жизни. Лопата
эмблема труда, а труд несовместим с жульничеством».
Подобное неадекватное увязывание не состоящих в связи друг с другом вещей выступало потому,
что больные рассматривали самые обыденные вещи в неадекватных ситуации аспектах.
Парадоксальность установок, смысловая смещенность приводят к глубокому изменению структуры
любой деятельности, как практической, так и умственной. В качестве существенного при этом выступает
то, что соответствует измененным парадоксальным установкам больных.
Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в нарушении
мыслительной деятельности при резонерстве. Резонерство определяется клиницистами как бесплодное
мудрствование, непродуктивные многоречивые рассуждения. Для психиатра резонерство выступает как
|