Navigation bar
  Print document Start Previous page
 217 of 234 
Next page End  

затрудняет его, так как произносимые слова вызывают новые, часто случайные ассоциации, которые
больными шизофренией не оттормаживаются. Резонерские суждения больных определяются не столько
нарушениями их представлений, сколько стремлением подвести любое незначительное явление под
определенную «концепцию».
Таким образом, процесс обобщения у рассмотренных групп больных нарушается с двух сторон.
При снижении уровня обобщения содержание ассоциаций не выходит за пределы частных, единичных
связей, полученные больными непосредственные впечатления не синтезируются, а словесно-
логические связи не имеют доминирующего значения. В случае искажения
процесса обобщения
происходит обратное: словесно-логические связи мало опираются на конкретные свойства и признаки
предметов и явлений. Если в первом случае для больных характерным является узкий круг связей,
бедность ассоциаций, то во втором мышление больных характеризуется возникновением очень
большого числа ассоциаций, но ассоциаций неправильных, случайных, а главное, отражающих лишь
чрезвычайно общие связи.
3.3.2. Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления
В отечественной психологии мышление рассматривается как особая форма человеческой
деятельности, формирующаяся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую-
нибудь задачу.
В мыслительной деятельности помимо операционального и процессуального компонентов
выделяют еще и личностный аспект. Личностный аспект мышления в первую очередь составляет его
мотивация. Причем мотивация мышления (т. е. отношение субъекта мышления к решаемой задаче, его
побуждения к мыслительной деятельности), как и интеллектуальные операции, формируется в этом
процессе, а не привносятся в него извне уже в готовом виде С. Л. Рубинштейн, определяя мышление как
деятельность, отмечала, что эта деятельность опирается на систему понятий, направлена на решение
задач, подчинена цели и должна учитывать условия, в которых задача осуществляется. Существенным
этапом мыслительной деятельности является сличение получаемых результатов с условиями задачи и
предполагаемыми итогами. Для этого человеческая мысль должна быть активной, направленной на
объективную реальность. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности
и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий
человека.
Однако, несмотря на то, что мышление является мощным регулятором поведения человека, оно
не является источником, движущей силой этого поведения. Как известно, источником человеческого
действия являются осознанные потребности. Потребность, осознанная человеком, выступает для него в
виде конкретных жизненных целей и задач. Реальная деятельность человека, направленная на
достижение
этих целей и задач, регулируется и корригируется мышлением. Мысль, пробужденная
потребностью, становится регулятором действия. Для того чтобы мышление могло регулировать
поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно-мотивированным. Не
существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений, установок, чувств человека,
т. е. от личности человека в целом. Естественно, что измененный личностный смысл мыслительной
деятельности должен сыграть существенную роль в ее строении и протекании. В клинике психических
заболеваний нередко наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности.
Связь нарушений мышления с изменениями личности, ее мотивационной сферы, наблюдается
при разных формах душевных болезней. Уже при анализе искажения уровня обобщения можно говорить
о нарушении мотивационного компонента мышления. Как отмечалось ранее, больные, у которых
отмечалось искажение процесса обобщения, опирались в своих суждениях на признаки и свойства
предметов, не отражавшие реальные отношения между объектами. Такие больные могли объединить
ложку с автомобилем «по принципу движения», шкаф с кастрюлей,
потому что «у обоих есть
отверстия», а ботинок — с карандашом,
так как «оба оставляют след». Таким образом, у больных
слишком легко актуализировались случайные, маловероятные связи, которые сосуществовали в их
мышлении с существенными признаками предметов.
Как известно, значимым, существенным для человека является то, что приобрело смысл в его
Hosted by uCoz