принятие алкоголя становится целью деятельности больного, то потребность в алкоголе осознается,
приобретает определенный личностный смысл. Как следствие приобретения новой потребности (в
данном случае патологической, противоречащей общественным интересам) происходят изменения
строения его личности: изменяются ее интересы, переживания и стремления.
При алкоголизме у больных меняется не только содержание потребностей и мотивов, но и их
структура. Мотивы становятся все менее опосредованными. Как отмечала Л. И. Божович, потребности
различаются по своему строению: одни из них имеют прямой, непосредственный характер, другие
опосредованы осознаваемой целью. Только в том случае, если потребность осознается, человек может
ею управлять. У больных алкоголизмом потребности имеют непосредственный характер, поэтому они
неуправляемы они приобретают строение влечений.
Известно, что чем более опосредован характер потребностей и мотивов, тем отчетливее
проявляется их соподчинение, иерархическая связь. Так как у больных ведущим, смыслообразующим
мотивом становится употребление алкоголя, потребность в котором носит непосредственный характер,
то с развитием алкоголизма у них все больше разрушается прежняя иерархия мотивов. По мере того как
алкоголь занимает доминирующие позиции, становится смыслом жизни, прежние установки, интересы
отходят на задний план. Работа,
семья перестают быть для больного значимыми, рассматриваются
только как источник добывания денег на выпивку или тормоз в удовлетворении доминирующей
потребности в алкоголе.
Б. С. Братусь указывал, что постепенное нарушение прежней, до болезни сложившейся иерархии
потребностей, мотивов и ценностей и формирование взамен ее новой иерархии является центральным
пунктом личностной деградации при хроническом алкоголизме. Отходят на задний план и разрушаются
высшие потребности и установки личности, сужается круг интересов, больные становятся
уплощенными, инактивными, теряются их прежние социальные связи с миром.
Изменение иерархии и опосредованности мотивов означает утерю сложной организации
деятельности человека, которая теряет специфически человеческую характеристику: из опосредованной
она становится импульсивной.
Изменения мотивационной сферы больных обнаруживаются и в экспериментально-
психологическом исследовании. Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусем было проведено исследование двух
групп больных с энцефалопатией. В первую группу вошли больные с алкогольной энцефалопатией, а во
вторую с травматической. Экспериментально было выявлено сходство изменений познавательной
деятельности. Основные различия обнаружились в личностном отношении больных к выполняемой
работе.
Больные второй группы (с последствиями травмы) проявляли интерес к работе, адекватно
реагировали на замечания экспериментатора. Хотя у них отмечались обусловленные травмой
аффективные изменения (больные стали более раздражительными, вспыльчивыми), у них не
обнаружились грубые изменения личности. У них сохранились адекватная самооценка и уровень
притязаний.
Больные алкоголизмом, наоборот, были равнодушны к исследованию и некритичны к своим
ошибкам. Порой их поведение напоминало поведение лобных больных, однако некритичность больных
алкоголизмом отличается от некритичности при лобных синдромах. Если некритичность лобных
больных сочетается с беззаботностью и аспонтанностью, то у больных алкоголизмом неадекватное
отношение к ошибкам сочетается с завышенной самооценкой, некритичным переоцениванием
своих
возможностей и активностью в отстаивании своей правоты.
Аналогичные изменения потребностей и мотивов обнаруживаются и при других заболеваниях.
Так, в исследовании больных-невротиков с синдромом нервной анорексии, проведенном М. А.
Каревой, были выявлены сходные механизмы формирования квазипотребности и изменения структуры
мотивов.
У девушек, больных нервной анорексией (угнетение пищевого инстинкта), возникают
аффективные переживания вследствие несоответствия «идеала красоты» с собственной внешностью.
Переживания приводят к применению изнурительной диеты. Мотив к похуданию первоначально не
носит патологического характера. Голодание является лишь действием для осуществления некой
духовной ценностной ориентации «быть красивой», «обладать красивой фигурой». Однако в
|