дальнейшем эти действия по похуданию вступают в противоречие с органической природной
потребностью в пище. При этом антивитальные действия не только не прекращаются, но сами
преобразовываются в мотив (таким образом, происходит сдвиг мотива на цель). Этот мотив становится
доминирующим и смыслообразующим в иерархии мотивов. Учеба, которой девушка отдавала много сил,
отходит на задний план, уступая место деятельности по похуданию. В процессе развития заболевания
происходит превращение социальной потребности в патологическое влечение.
Таким образом, анализ изменений опосредованности и иерархии мотивов, формирования новых
(патологических) потребностей показывает, что они не являются непосредственными проявлениями
нарушения мозга, а формируются согласно механизмам, во многом общим с механизмами нормального
развития мотивационной сферы личности.
3.5.2. Нарушение смыслообразования
Патология мотивационной сферы может проявляться не только в изменении опосредованности и
иерархии мотивов, но и в нарушениях взаимоотношения их смыслообразующей и побудительной
функций. Как известно, еще А. Н. Леонтьев, выделив эти две функции мотивов, различал мотивы
знаемые и действенные. Уже дети младшего школьного возраста осознают мотивы, ради которых они
должны совершить
действие. Однако часто эти мотивы остаются лишь знаемыми и не побуждают к
действию (Л. И. Божович). Ребенок может знать, что для овладения будущей профессией надо хорошо
учиться, но, несмотря на это понимание, мотив к учению не имеет достаточной побудительной силы и
приходится подключать какие-то дополнительные мотивы.
При определенных условиях знаемые мотивы могут перейти в непосредственно действующие.
Этот переход знаемых мотивов в побуждение связан с формированием мировоззрения подростка. В
своих вершинных формах мотивы основываются на осознании человеком своих моральных
обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь. Слияние обеих функций мотива
побуждающей и смыслообразующей придает деятельности человека характер сознательно
регулируемой. Ослабление и искажение этих функций приводят к нарушениям деятельности.
Нарушение взаимодействия побудительной и смыслообразующей функций мотива может
проявляться в двух вариантах.
1. В одних случаях ослабляется смыслообразующая функция мотива и мотив превращается в
только знаемый, не обладающий достаточной побудительной силой. Например, больной, зная, что к
близким надо хорошо относиться, оскорбляет или даже избивает мать.
2. В других случаях отмечается сужение круга смысловых образований.
Мотив, сохраняя до
известной степени побудительную силу, придает смысл относительно меньшему кругу явлений, чем до
заболевания. В результате многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл (учеба,
работа, семья, дружеские отношения и т. п.), постепенно теряет его. Вся активность личности
направляется на реализацию (не обязательно действенную, чаще идеальную) этого, приобретшего
сверхценный смысл мотива. Например, человек все помыслы и силы тратит на
«облагодетельствование» всего человечества, не обращая внимания на бедственное положение своей
семьи. Близкой по содержанию к этому нарушению является парадоксальная стабилизация какого-
нибудь круга смысловых образований. Например, больной годами отказывался получать зарплату, так как
«пренебрегал земными благами».
Подобные нарушения мотивов деятельности обнаруживаются и в экспериментально-
психологическом исследовании. Для
исследования нарушения смыслообразования у больных
шизофренией была разработана специальная методика (исследование М. М. Коченова), заключающаяся
в том, что испытуемые сами должны были отобрать три из предложенных девяти заданий, чтобы
уложиться в отведенный лимит времени. Т. е. испытуемые должны были самостоятельно выбрать
именно те действия, которые наиболее целесообразны для достижения основной цели. Для этого в
сознании; испытуемых должна сложиться смысловая иерархия действий, способствующих достижению
цели.
У здоровых испытуемых при выполнении данного задания всегда присутствовал
ориентировочный этап, заключавшийся в активном поиске наиболее целесообразных действий.
|