Испытуемые при выборе заданий руководствовались оценкой их сложности, стараясь выбирать те, на
которые надо потратить меньше времени. Все здоровые испытуемые отмечали, что стремились
уложиться в отведенное время.
По-другому выполняли задание больные шизофренией. У них отсутствовал ориентировочный
этап, они не выбирали выигрышных заданий, часто брались за задания, явно невыполнимые в
отведенный лимит времени. При этом все больные знали о необходимости уложиться в определенное
время. Но это знание не служило регулятором их поведения. Таким образом, экспериментально было
доказано, что нарушение деятельности больных шизофренией определялось изменением
мотивационной сферы. Становясь просто «знаемым», мотив терял как свою смыслообразующую, так и
побудительную функцию.
Таким образом, смещение смыслообразующей функции мотивов, выявляемое как при анализе
анамнестических сведений, так и в патопсихологическом эксперименте, отщепление действенной
функции от знаемой нарушает деятельность больных и является причиной деградации их поведения и
личности.
3.5.3. Нарушение подконтрольности поведения
Одним из наиболее ярких проявлений нарушений личности является нарушение
подконтрольности, критичности поведения. Нарушение критичности может приобрести разные формы
и выступать в структуре различных процессов: мышления, восприятия. Оно может выразиться в
неправильной
оценке своей личности, собственных действий, проявиться в некритичности к своим
психопатическим переживаниям. Критичность образует «вершину личностных качеств человека» (И. И.
Кожуховская). Какие бы формы некритичность ни принимала, она означает нарушение деятельности в
целом. С. Я. Рубинштейн отмечает, что у больных с поражением лобных долей мозга в силу отсутствия
стойкого отношения к продукту своей деятельности не возникает критического отношения к себе,
отсутствует коррекция внутренних действий, не формируются профессиональные навыки. Если у
больных детей нет стойкой и осознанной мотивации, нарушается целенаправленность их действий и
суждений.
Нарушение критичности может быть тесно связано с нарушением регуляции деятельности.
Например, больной способен выполнить экспериментальное задание, требующее от него обобщения
(классификацию на знакомом материале он выполняет), но навык выполнения задания остается
неустойчивым, легко нарушается и заменяется актуализацией случайных ассоциаций. Нарушение
произвольности, невозможность управления своими действиями обнаруживаются у больных при
любом обследовании. Бездумное поведение больных при проведении эксперимента или в трудовой
ситуации, отсутствие отношения к своей работе указывают на то, что действия испытуемых не
подчинены личностным целям и не регулируются ими.
Нередко нарушения критичности сочетаются с тенденцией к персеверациям (непроизвольные,
назойливо повторяющиеся действия или движения). Выполнив какой-нибудь компонент сложного
движения, больные не могут переключиться на другой компонент. А. Р. Лурия считал, что «влияние
инертных действий, вызванных предшествующей инструкцией, является настолько сильным, что
правильное выполнение задания заменяется фрагментами прежних действий». Например, больной,
проводя пальцем по ходу реки на географической карте, продолжал это делать до тех пор, пока на карте
не образовывалась дырка; начав чертить круг, он совершал круговые движения, пока его не
останавливали, и т. д. Персеверации могут проявляться и на речевом, и на интеллектуальном уровне,
например, в виде повторов слогов. Больному предлагается написать: «Сегодня хорошая погода». Вместо
этого он пишет: «Сегого гохоророшая я погодада». Персеверации также проявляются в повторах одних и
тех же вопросов или небольших фраз. К примеру, девочка-подросток, страдающая эпилепсией, при
знакомстве всегда повторяла один и тот же вопрос: «Какого цвета дом, в котором вы живете?»
У больных с поражением лобных долей часто встречается ситуационное поведение. В качестве
признаков такого поведения выступают внушаемость и подчиняемость.
В некоторых случаях эти
характеристики могут принимать гротескный характер.
Ситуационное поведение и персеверативная тенденция являются феноменами,
|