имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение здесь целиком и полностью
возлагается только лишь на врача, а не на больного.
В начале XX в. биомедицинская модель была подвергнута пересмотру под влиянием концепции
общего адаптационного синдрома Г. Селье /40/. Согласно адаптационной концепции болезнь есть
неправильно направленная либо чрезмерно интенсивная адаптационная реакция организма. Однако
многие нарушения могут быть рассмотрены как разновидность адаптивных реакций организма. В рамках
концепции Г. Селье даже возник термин маладаптация (от лат. malum +
adaptum
зло +
приспособление хроническая болезнь) длительное болезненное, ущербное приспособление. К
тому же применительно к психическим нарушениям в адаптационной модели состояние болезни (как
дезадаптации или как разновидности адаптации) не соотносится с особенностями личности и ситуации,
в которой происходит нарушение психической сферы.
Отечественная клиническая психология, будучи тесно связанной с психиатрией, долгое время
ориентировалась на биомедицинскую модель психических болезней, поэтому особенности воздействия
социальной среды на процесс психических нарушений в ней практически не исследовался /18/.
Биопсихосоциальная модель болезни возникла в конце 70-х гг. XX в. /58/. Она основывается на
системной теории, согласно которой любая болезнь есть иерархический континуум от элементарных
частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего
уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума
находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление в
биопсихосоциальной модели болезни полностью или частично возлагается на самих больных людей.
В основе этой модели лежит диада «диатез стресс», где диатез это биологическая
предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс психосоциальные
факторы, актуализирующие эту предрасположенность. Взаимодействие диатеза и стресса объясняет
любое заболевание.
В оценке состояния здоровья в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют
психологические факторы. Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма,
соматического и
психологического благополучия, радости жизни. Это субъективное состояние обусловлено следующими
психологическими механизмами, обеспечивающими здоровье:
1) принятие ответственности за свою жизнь;
2) самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей;
3) самопонимание и принятие себя как синтез процесс внутренней интеграции;
4) умение жить в настоящем;
5) осмысленность индивидуального бытия, как следствие осознанно выстроенная иерархия
ценностей;
6) способность к пониманию и принятию других;
7) доверие к процессу жизни наряду с рациональными установками, ориентацией на успех и
сознательным планированием своей жизни необходимо то душевное качество, которое Э. Эриксон
называл базовым доверием, иными словами, это умение следовать естественному течению процесса
жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся.
В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как такое расстройство,
которое угрожает дисфункцией неспособностью психобиологических механизмов выполнять свои
функции в определенном социокультурном пространстве. При этом не каждое расстройство
функционирования однозначно является болезнью, но только такое, которое становится причиной
значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Следовательно, болезнью
является далеко не всякое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении («имеется
потребность в лечении»). Потребность в лечении считается существующей тогда, когда имеющиеся
признаки отклонений (расстройства) наносят ущерб профессиональной работоспособности,
повседневной деятельности, привычным социальным отношениям либо причиняют ярко выраженное
страдание.
Так как состояние болезни предполагает особый социальный статус человека, не способного
выполнять социальные функции в ожидаемом объеме, болезнь всегда оказывается связанной с ролью
больного и ограничениями ролевого (социального) поведения. С этим феноменом оказывается связанным
|