Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 234 
Next page End  

наличному знанию о каких-то вещах, поскольку знание часто является неполным и
постоянно
изменяемым, конструируемым (т. е. ситуативно-условным, а не абсолютным).
В качестве дополнительных разграничивающих признаков
К. Ясперс предлагает выделять
следующие:
наличие явно привлекающих внимание характеристик поведения и личности пациента
(вычурность, демонстративность, эксцентричность);
внезапность их появления в относительно короткий период (при этом подобные
характеристики ранее в личности и поведении человека не присутствовали);
появление дополнительных позитивных или негативных продуктов психической
деятельности, а также соматических явлений, которые сопровождаются различными необычными
толкованиями;
снижение уровня критичности (частичная, отсроченная, вплоть до отсутствия).
2.3. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств
Выделяют следующие основные фазы развития психологических нарушений: пре- и
перинатальная (до и во время родов), фаза первичной социализации, фаза непосредственно перед
возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза после возникновения расстройства.
В первой фазе —
до и во время родов критическое значение для последующего развития
психических расстройств имеют генетические факторы (врожденные особенности мозговых механизмов
психической деятельности), воздействие токсических, инфекционных агентов во время беременности,
характер протекания родов и особенности родовспоможения, отношение родителей к будущему ребенку
(новорожденному) и характер их взаимодействия с младенцем, характер отношений в семье
новорожденного, экологические факторы.
Во второй фазе —
первичной социализации на развитие психических нарушений могут
повлиять инфекции, оказывающие негативное воздействие на мозг (прямое или токсическое), но
ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений
с родителями и сверстниками (жестокое обращение, сексуальные злоупотребления, отвержение,
эмоциональная депривация и т. п.), стиль воспитания в семье. Фаза социализации ограничивается
периодами раннего детства и взрослостью.
Первая и вторая фазы формируют уязвимость (биологическую и личностную в виде набора
специфических черт характера) к развитию психических расстройств. Дальнейшая возможность
возникновения расстройства зависит уже от действия пусковых (триггерных) факторов: если уязвимость
низкая, то потребуется действие существенных пусковых факторов, если же уязвимость высокая,
достаточно будет и меньших по силе пусковых факторов. Далеко не всегда наличие уязвимости
(неблагоприятных факторов в пренатальной фазе и фазе социализации) связано с обязательным
развитием психического расстройства или других отклонений, поскольку в процессе социализации на
личность и ее психику оказывают действие различные социальные агенты. Человек всегда включается в
несколько систем социальных связей и отношений с разными характеристиками, при этом важную роль
играет идентификация себя с той или иной системой отношений, а также смысловые и ценностные
значения, приписываемые личностью этим системам, формам обращения, людям, с которыми
осуществляется взаимодействие. Например, неудовлетворенная в гиперпротекционистском типе
воспитания в семье потребность в признании и автономности личности может быть удовлетворена в
системе отношений с другими родственниками или сверстниками, при этом своими «настоящими»
родителями ребенок может считать совсем не «паспортных» маму и папу, а бабушку и дедушку или
старших членов дворовой группы.
На продромальной фазе развития психических расстройств начинается действие пусковых
факторов болезни. Основным пусковым фактором здесь является психологический стресс,
возникающий в результате резко изменяющихся привычных условий или хода жизни человека.
Расстройство могут вызвать как однократно действующие стрессовые события, так и повторяющиеся.
Многое здесь определяет качество восприятия событий и реальности самим человеком: одно и то же
событие может для одного человека носить стрессорный характер, а для другого — нет. На этой фазе
Hosted by uCoz