наличному знанию о каких-то вещах, поскольку знание часто является неполным и
постоянно
изменяемым, конструируемым (т. е. ситуативно-условным, а не абсолютным).
В качестве дополнительных разграничивающих признаков
К. Ясперс предлагает выделять
следующие:
наличие явно привлекающих внимание характеристик поведения и личности пациента
(вычурность, демонстративность, эксцентричность);
внезапность их появления в относительно короткий период (при этом подобные
характеристики ранее в личности и поведении человека не присутствовали);
появление дополнительных позитивных или негативных продуктов психической
деятельности, а также соматических явлений, которые сопровождаются различными необычными
толкованиями;
снижение уровня критичности (частичная, отсроченная, вплоть до отсутствия).
2.3. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств
Выделяют следующие основные фазы развития психологических нарушений: пре- и
перинатальная (до и во время родов), фаза первичной социализации, фаза непосредственно перед
возникновением расстройства (продромальная), дебют, фаза после возникновения расстройства.
В первой фазе
до и во время родов критическое значение для последующего развития
психических расстройств имеют генетические факторы (врожденные особенности мозговых механизмов
психической деятельности), воздействие токсических, инфекционных агентов во время беременности,
характер протекания родов и особенности родовспоможения, отношение родителей к будущему ребенку
(новорожденному) и характер их взаимодействия с младенцем, характер отношений в семье
новорожденного, экологические факторы.
Во второй фазе
первичной социализации на развитие психических нарушений могут
повлиять инфекции, оказывающие негативное воздействие на мозг (прямое или токсическое), но
ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений
с родителями и сверстниками (жестокое обращение, сексуальные злоупотребления, отвержение,
эмоциональная депривация и т. п.), стиль воспитания в семье. Фаза социализации ограничивается
периодами раннего детства и взрослостью.
Первая и вторая фазы формируют уязвимость (биологическую и личностную в виде набора
специфических черт характера) к развитию психических расстройств. Дальнейшая возможность
возникновения расстройства зависит уже от действия пусковых (триггерных) факторов: если уязвимость
низкая, то потребуется действие существенных пусковых факторов, если же уязвимость высокая,
достаточно будет и меньших по силе пусковых факторов. Далеко не всегда наличие уязвимости
(неблагоприятных факторов в пренатальной фазе и фазе социализации) связано с обязательным
развитием психического расстройства или других отклонений, поскольку в процессе социализации на
личность и ее психику оказывают действие различные социальные агенты. Человек всегда включается в
несколько систем социальных связей и отношений с разными характеристиками, при этом важную роль
играет идентификация себя с той или иной системой отношений, а также смысловые и ценностные
значения, приписываемые личностью этим системам, формам обращения, людям, с которыми
осуществляется взаимодействие. Например, неудовлетворенная в гиперпротекционистском типе
воспитания в семье потребность в признании и автономности личности может быть удовлетворена в
системе отношений с другими родственниками или сверстниками, при этом своими «настоящими»
родителями ребенок может считать совсем не «паспортных» маму и папу, а бабушку и дедушку или
старших членов дворовой группы.
На продромальной фазе развития психических расстройств начинается действие пусковых
факторов болезни. Основным пусковым фактором здесь является психологический стресс,
возникающий в результате резко изменяющихся привычных условий или хода жизни человека.
Расстройство могут вызвать как однократно действующие стрессовые события, так и повторяющиеся.
Многое здесь определяет качество восприятия событий и реальности самим человеком: одно и то же
событие может для одного человека носить стрессорный характер, а для другого нет. На этой фазе
|