Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 234 
Next page End  

нервно-мышечная активность, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной,
эндокринной систем. Все эти факторы связаны с процессами активации психики в условиях,
побуждающих к кратковременным или стойким функциональным изменениям психической
деятельности. К психофизиологическим факторам можно отнести длительные перегрузки —
соматические, эмоциональные, обусловленные болезнью, — которые приводят к нарушениям
психической деятельности в результате приписывания им той или иной роли при субъективном
восприятии человеком физиологических сигналов своего организма. Используя психофизиологические
параметры, можно увидеть изменения в переработке информации, которые играют решающую роль в
клинике некоторых психических расстройств, например, шизофрении, при которой наблюдается
сниженное торможение нерелевантных ситуации сигналов, проникающих в сознание и влияющих на
психотическую симптоматику.
Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и
воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических и
поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую
адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом (копинг).
Совладание связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открыто признавать
имеющиеся проблемы с целью дальнейшего их разрешения. В психологии существуют различные
теории, рассматривающие условия возникновения этой способности и акцентирующие внимание на
разных аспектах ее формирования: психоанализ, теории социального научения, гуманистические
концепции и др. В общем способность к совладанию связана с оценкой ситуации: способностью
заметить критические изменения, с которыми нужно справиться, и способностью оценить имеющиеся
внутренние и внешние ресурсы для решения проблемы. Вместо совладания, ориентированного на
решение, человек может прибегать к стратегии психологической защиты (совладание только на
эмоциональном уровне).
Способность к совладанию чаще всего раскрывается в понятии психологического типа личности:
сочетании характерологических черт, обеспечивающих эффективную или неэффективную адаптацию к
изменчивым условиям жизни. Эти характерологические черты формируются в опыте детско-
родительских отношений и в определенных стратегиях взаимодействия родителей и педагогов с детьми.
Другими личностными факторами, возникающими в процессе социализации, являются
эмоциональная стабильность, выносливость (под этим здесь понимается система представлений о себе
и мире, которые поддерживают человека во взаимодействии со стрессовыми событиями),
самоэффективность, локус контроля и др.
К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики
общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии,
а также социальные установки (аттитюды) и представления. Они могут иметь разный уровень влияния
на возникновение нарушений: прямое, опосредованное, модерирующее, дополнительное,
поддерживающее.
Прямое действие оказывает такой фактор, как социальная депривация (лишение общения и
взаимодействия с желаемыми или необходимыми для личности социальными объектами, лишение
внимания со стороны других людей, изоляция). Но чаще всего социально-психологические факторы
имеют значение опосредующих, модерирующих, дополнительных или поддерживающих влияний.
Изменение характеристик общения и взаимодействия у человека с отклонениями в психической
деятельности чаще всего связано с тем, что социальное окружение ориентировано на другие —
стандартные, общепринятые формы проявления отношения и обращения. Поэтому свойственные
людям с психическими отклонениями формы общения и взаимодействия не вписываются в
стандартные правила, здоровые люди начинают избегать общения с такими людьми, отклоняющиеся
люди в силу личностных особенностей не в состоянии гибко ответить на это избегание (или
предотвратить его), что поддерживает и усугубляет их психологический дискомфорт (болезненность).
Часто именно отсутствие взаимности поведенческих реакций и понимания («поддерживающей
коммуникации») провоцирует дальнейшее развитие отклонений и способствует превращению их в
болезнь.
Вследствие несоответствия принятым правилам общения и взаимодействия люди с
Hosted by uCoz