психическими отклонениями рассматриваются окружающими как социально некомпетентные.
При
этом социальная компетентность содержательно охватывает не только социальное поведение, но и
соответствие стандартам проявления в общении таких психических функций, как восприятие,
мышление, память, воображение, эмоции. Таким образом, нарушения хотя бы в одной области психики
с неизбежностью влекут (по принципу «падающего домино») нарушения во всех остальных сферах
личности. Ярким примером этого является концепция возникновения поведенческих расстройств у
людей с шизофренией. Имеются эмпирические основания полагать, что поведенческие нарушения у
шизофреников возникают вследствие преобладания негативных эмоциональных сообщений в их
общении с окружающими людьми (родственниками, персоналом клиник). Негативные эмоциональные
сообщения могут передаваться только по одному из каналов коммуникации (вербальному или
невербальному). В этом случае человек, страдающий когнитивными нарушениями, также реагирует не
только на негативную информацию, но и на несогласованность модальности информации,
поступающей по разным каналам общения. Провоцирующими поведенческие расстройства являются
критические комментарии, враждебные замечания, повышенное эмоциональное участие, подавляющие
высказывания по отношению к человеку, имеющему психическое отклонение.
Отклонение от общепринятых стандартов психической деятельности и поведения запускает у
окружающих процессы избирательного внимания к человеку с отклонениями и к пристрастным
выводам в отношении наблюдаемого поведения, которым свойственна атрибуция приписывание
предполагаемых причин отклонения. Нередко именно в результате избирательности внимания и
атрибуции то или иное отклонение начинают считать болезнью. Общество навешивает на
нестандартное поведение ярлык болезни, с которым связано исполнение больным определенных
социальных ролей. И как результат мы имеем дело с феноменом «самоисполняющихся пророчеств»:
ожидание негативных последствий отклонения приводит к их появлению.
Социологические факторы связаны с характеристиками социального пространства, в котором
совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди,
соответствующие общепринятым кормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки,
соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями,
возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей психики людей с
отклонениями от общераспространенных нормативов, материальные условия жизни (бедные люди
заболевают значительно чаще). Социальное неравенство является ведущим социологическим фактором,
ответственным за возникновение и развитие психических расстройств. Социальное неравенство
означает неравенство жизненных условий и шансов людей, которые сталкиваются с поражением в
правах и ограничениями в доступе к распределению благ из-за своих психических и личностных
особенностей. В результате этого одни люди (психически «здоровые», соответствующие нормам)
оказываются в лучшем положении, тогда как другие (психически «больные») в худшем,
дискриминированном положении. Люди с отклонениями оказываются исключенными из
сформированного большинством членов общества жизненного стиля, что способствует развитию
отклонения в такую форму, как «болезнь».
Контрольные вопросы к разделу
1. В чем различия нейробиологического и информационного подхода к психической
деятельности?
2. Как определяется норма в клинической психологии? На какие виды норм ориентируется
клинический психолог в своей работе?
3. Чем различаются понятия «патология» и «расстройство»?
4. Какие подходы существуют в клинической психологии к определению здоровья? Перечислите
психологические механизмы, обеспечивающие здоровье.
5. Каковы основные отличия биомедицинской модели болезни от биопсихосоциальной?
6. По каким принципам можно разграничить индивидуальные особенности психики человека и
психопатологические синдромы?
7. Какие этапы можно выделить в развитии психических расстройств?
|