Диагностический процесс это процесс различения нормы и патологии. Он проводится через
анализ различной информации о развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и
причинах имеющейся проблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза
определением характера расстройства. Следует различать медицинский и клинико-психологический
диагноз. Медицинский диагноз фокусируется на формальном отнесении видимой психологической
проблемы к конкретной таксономической единице наиболее подходящему названию, включенному в
принятую систему классификации. Правильное определение названия расстройства автоматически
предопределяет возможный круг его причин и соответствующее воздействие на них посредством
специфического лечения.
Клинико-психологический диагноз представляет собой психологический анализ проблемы
(оценка поведения, психических функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств
нарушения). Фактически клинико-психологический диагноз представляет не просто правильное
распознавание и выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения,
мыслей и чувств, характерных для того или иного психического расстройства.
Клинико-психологическая диагностика включает следующие компоненты:
описание проблемы или расстройства (главные и сопутствующие признаки; степень
выраженности продолжительность, интенсивность, частота возникновения и глубина проблемы;
обстоятельства, при которых происходит возникновение или обострение патологического состояния);
формальная классификация проблемы или расстройства (определение типа);
объяснение возможных причин или условий возникновения проблемы или расстройства;
прогноз развития проблемы или расстройства (формулирование предположений о развитии
патологического состояния в определенных обстоятельствах);
общая психологическая оценка (позволяет составить дальнейший план действий и затем
оценить их эффективность в процессе сравнения оценки до начала и после окончания терапевтических
воздействий).
В диагностике можно выделить два противоположных подхода: объясняющий и понимающий.
Первый связан с нозологической парадигмой клиническо-психологической диагностики, второй с
описательно-феноменологической. В нозологической парадигме психолог опирается на общие
выводы, применимые к широким группам людей. В описательно-феноменологической парадигме
психолог делает акцент на уникальной ситуации развития конкретного ребенка или семьи.
Нозологическая парадигма предлагает рассматривать психическую деятельность как набор
отдельных процессов и состояний, каждый из которых тесно связан с определенным биологическим
основанием морфо-функциональным субстратом. За каждым психическим состоянием стоит
конкретный биологический процесс. Таким образом, признаки нарушений психической деятельности
полагаются объективными по своему происхождению, поскольку в них отражаются вполне конкретные
нарушения морфо-функциональной основы (патогенез, вызванный каким-то этиологическим фактором).
Следовательно, распознавание по отдельным признакам скрытого органо-патологического процесса
позволяет определить суть и причины наблюдаемого расстройства. Нозологический подход заставляет
врача и клинического психолога видеть в особо протекающей психической деятельности прежде всего
внешние симптомы скрытой патологии или болезни. При этом диагност трактует проявления
психической деятельности и
поведения с позиции человека, который лучше пациента осведомлен о
действительных (объективных) причинах того или иного состояния. Вопрос же соотношения нормы и
патологии из сферы психического переносится в область биологического, тогда как на практике
патология часто трактуется произвольно на основе соотнесения собственного понимания истоков
поведения и состояния пациента с социальными нормами.
Ведущий нозологический принцип диагностики
принцип объяснения,
который
основывается на понятности или непонятности для стороннего наблюдателя (психолога или врача)
поведения человека и особенностей его психической деятельности.
Основной акцент в нозологически ориентированной клинико-психологической диагностике
делается на различении отдельных признаков расстройства и
определении их связи с патологическим
процессом. Патологические признаки обозначаются с помощью системы симптомов.
Симптом
это строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с
|