Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 234 
Next page End  

доступность;
проверяемость и адекватность;
беспристрастность.
Принцип однозначности и точности подразумевает однозначное формулирование вопросов, не
допускающее разнообразия в понимании того, о чем спрашивает диагност пациента (например, вопрос
«Испытываете ли вы на себе психическое воздействие?» неоднозначен, поскольку под воздействием
можно понимать разные вещи: инопланетян, других людей, сильные переживания и т. д.).
Принцип доступности предполагает, что диагност обращается к пациенту на понятном ему
языке, соответствующем его социальному статусу, уровню знаний, словарному запасу, культурным
особенностям.
Принцип адекватности требует уточнения содержания одинаковых слов, которыми пользуются
пациент и психолог для исключения неверной интерпретации ответов.
Принцип беспристрастности предполагает контроль диагноста над тем, не навязывает ли он
пациенту своих представлений о наличии у пациента патологии.
Само интервью (беседа) состоит из двух частей. Первая часть — установление психологического
контакта.
Это наиболее важный и сложный этап, способный повлиять на качество полученных
результатов. Как правило, при работе с детьми и подростками клинический психолог сталкивается с
тем, что ребенка приводят на прием взрослые: родители и педагоги. Причиной обращения к
клиническому психологу становится проблемное с точки зрения взрослых поведение ребенка. Поэтому
дети часто не понимают, почему им нужно беседовать с психологом и участвовать в каких-то
обследованиях. Поэтому первичное клинико-психологическое интервью никогда не следует
ориентировать на получение информации: его лучше начинать с ситуативной поддержки, уточнения
самочувствия и способности участвовать в исследовании, объяснения целей и задач встречи психолога
с ребенком, акцентируя внимание на наличии у него права отказаться от диагностической процедуры.
Однако, если быть откровенным, подобные же задачи нередко решаются и клиническим психологом,
работающим со взрослыми людьми (например, с пациентами психиатрических клиник).
Вторая часть интервью —
беседа во время эксперимента больше характерна для
нозологической парадигмы клинической психологии. Содержание этой беседы всегда зависит от
поставленной задачи.
В описательно-феноменологической парадигме клинико-психологическое интервью является
главным методом обследования личности, тогда как наблюдение и психологическое тестирование
(эксперимент) играют вспомогательную роль и зачастую вовсе не используются.
Клинико-психологическое интервью может быть полуструктурированным и свободным.
Полуструктурированное интервью включает в себя обязательный список специфических вопросов,
касающихся конкретной проблемы, по поводу которой взрослые обратились за помощью к психологу.
Оно позволяет психологу за короткий период собрать полную информацию, необходимую для
постановки психологического диагноза, и прояснить все необходимые аспекты проблемы.
Полуструктурированные интервью составляются на основе таксономических (синдромальных)
признаков психических или поведенческих расстройств и облегчают классификацию проблемы в
универсальных определениях болезней. Вопросы в таких интервью направлены на идентификацию
симптомов расстройства, определение типичных ситуаций их проявления, интенсивность и глубину
нарушений, семейный и межличностный контекст. Эффективность проведения структурированного
интервью определяется двумя факторами: 1) качеством межличностного контакта психолога и ребенка;
2) гибкостью проведения интервью (учет психологом индивидуального состояния ребенка, ситуации
обследования и особенностей жизни ребенка). Преимуществом использования полуструктурировнного
интервью является то, что нередко люди не склонны сразу делиться с психологом важной
диагностической информацией. Недостатком является то, что обследуемые этим способом часто не
склонны рассказывать психологу больше того, о чем были заданы вопросы.
Свободные клинико-психологические интервью помогают сформировать наиболее полную
информацию об актуальных проблемах ребенка и
ситуации, в которой он находится. Свободное
интервью позволяет детям и взрослым спонтанно высказывать свои наиболее актуальные, не
навязанные психологом мысли и чувства, как это и бывает с ними в повседневном общении. Многие
Hosted by uCoz