Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 234 
Next page End  

психологи разрабатывают индивидуальный стиль вовлечения своих клиентов в свободное
диагностическое интервью, используя различные «приманки» — видеоигры, игрушки, совместная
деятельность (игра, бытовое общение). При работе с маленькими детьми целесообразно сначала вовлечь
в игру или совместную деятельность одного из близких ребенка, которому он доверяет (например,
начать работу с совместного раскрашивания или рисования картинок). В ходе свободного интервью
необходимо собрать информацию о восприятии ребенком самого себя и других людей, узнать его
обычные поведенческие реакции в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия. При таком
интервью важной может оказаться любая информация, касающаяся взглядов ребенка на ситуацию
обращения к психологу, обследование, а также его интерпретации случившегося и других основных
жизненных событий.
В первичном клинико-психологическом интервью, проводимом любым методом, важно
провести обследование психического статуса. Информация о психическом статусе представляет собой
впечатление психолога от общения с клиентом. Такое обследование позволяет выделить те аспекты
поведения, которые необходимо подвергнуть более тщательному анализу, сопоставить жалобы (самого
ребенка или взрослых) со сложившимся впечатлением. Психический статус включает в себя пять
параметров:
внешний вид обследуемого;
коммуникабельность и поведение во время беседы и тестирования;
настроения и эмоции;
интеллект;
особенности восприятия себя, времени и окружающей реальности.
Для оценки внешнего вида необходимо обратить внимание на наружность, соответствие
внешнего облика возрасту, походку, одежду, внешний вид (опрятный, неопрятный), используемые позы
и жесты, выражение лица.
Коммуникабельность и поведение во время беседы и тестирования дает информацию о
сформированности социальных навыков общения и взаимодействия, об уровне моторного возбуждения,
отношении к факту беседы с психологом (раздражение, агрессия, стремление вызвать к себе симпатию,
оборонительная позиция, апатичность, сарказм) и адекватности поведения ситуации.
Коммуникабельность также позволяет оценить процесс мышления: целостность или разорванность,
подвижность, уместность, обстоятельность.
Настроения и эмоции характеризуют психологическое состояние обследуемого (мрачность,
напряженность, безысходность, возмущение, уверенность, печаль, эйфория, боязнь и т. д.).
Интеллект характеризуется словарным запасом, уровнем образованности, наличным запасом
знаний, способностью понимать связи вещей и явлений, делать выводы.
Особенности восприятия себя, времени и окружающей реальности характеризуют способность
человека знать время, место, кто он и где находится, а также характеризуют уровень сознания (ясное,
спутанное, помраченное), адекватность самооценки, наличие нарушений восприятия.
Клинико-психологический эксперимент это искусственное создание условий, выявляющих
особенности психической деятельности человека в болезненных состояниях. Он строится по принципу
функциональных проб. Роль специфической нагрузки в экспериментально-психологическом
исследовании (ЭПИ) принадлежит заданиям, выполнение которых требует актуализации психических
функций. ЭПИ осуществляется с помощью нестандартизированных и стандартизированных методик.
Нестандартизированные методики получили название патопсихологических. [Более подробно
патопсихологический эксперимент освещен в ч. III «Патопсихология».] Заключение при использовании
этих методик делается не по результату, а по содержательному анализу способа выполнения целого ряда
заданий.
Стандартизированные методики включают в себя различные тесты и личностные опросники.
Существует два принципа подбора методик для экспериментально-психологического
исследования: 1) сочетание методик, позволяющих более полно и всесторонне исследовать проявления
психической деятельности; 2) сочетание близких по направленности методик, что повышает надежность
полученных результатов. Обычно в одном исследовании применяют 8-9 методик.
В выборе методик ЭПИ играют роль следующие обстоятельства.
Hosted by uCoz