лицевую агнозию;
географическую агнозию (неузнавание маршрута или местности).
Тактильная агнозия выступает в виде:
астереогнозии (предметы не воспринимаются на ощупь, не распознается материал, из
которого они состоят, агнозия текстуры, или агнозия пальцевая, когда не идентифицируются пальцы
рук);
соматогнозии (не узнается схема своего тела).
Слуховая агнозия связана с нарушением узнавания знакомых звуков (например, одна из
разновидности слуховой агнозии амузия неузнавание музыкальных звуков).
Следует различать истинные агнозии и псевдоагнозии. Псевдоагнозии имеют дополнительный
элемент, которого нет в агнозиях: диффузное, недифференцированное восприятие признаков.
Псевдоагнозии возникают при серьезных интеллектуальных нарушениях деменциях. Дело в том, что
восприятие, освобожденное от организующей функции мышления, становится рассредоточенным:
несущественные признаки предметов могут становиться в центре внимания, что и приводит к
неправильному узнаванию (лошадь воспринимается как птица, потому что уши стоят торчком, а на то,
что лошадь впряжена в телегу, внимание не обращается). При псевдоагнозиях также страдает
ортоскопичность: перевернутые предметы уже не воспринимаются, тогда как показанные в прямой
экспозиции узнаются.
Иллюзии
(от лат. illusio ошибка, заблуждение) это неадекватное отражение
воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают
аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии (парейдолии и
псевдопарейдолии). Чаще встречаются зрительные и слуховые иллюзии, а у детей по сравнению со
взрослыми чаще встречаются зрительные иллюзии. У психически здоровых людей при определенных
условиях также могут наблюдаться такие ошибки восприятия, как иллюзии. Это так называемые
физиологические иллюзии. Примером их являются миражи в пустыне, голоса, слышимые в шуме ветра, и
т. д. Известны также оптические иллюзии в восприятии величины, формы, удаленности предметов,
основанные на законах физики.
Аффективные иллюзии
это иллюзии любых органов чувств, возникающие под влиянием
сильных эмоций (страх, гнев) при наличии слабого специфического раздражителя (слабая освещенность,
слышимость) и с признаками астении. Содержание такой иллюзии всегда связано с ведущим аффектом.
Вербальные иллюзии представляют собой искажения слухового восприятия, когда, например,
вместо нейтральных звуков и шумов, обрывков речи человек «слышит» осмысленную, целостную речь
(чаще всего брань, угрозы, осуждение, но не обязательно). Вербальные иллюзии можно перепутать с
другим психическим расстройством бредом, однако при бреде человек слышит и пересказывает
реальные фразы, вкладывая в них иное содержание, иной контекст. Здесь же человек «слышит» то, чего
на самом деле не говорят. Вербальные иллюзии связаны с тем, что отдельные слуховые раздражители
«конструируются» сознанием в осмысленную речь целостный слуховой образ, содержание которого
целиком определяется актуальным состоянием человека.
Слуховые иллюзии связаны с искаженным восприятием силы звука (звук кажется более
громким), расстояния до источника звука (источник звучания воспринимается ближе или дальше
реального источника звука), ритма звучания.
Тактильные иллюзии связаны с неадекватным восприятием силы тактильного ощущения (при
соответствующей психологической установке любое, даже нейтральное прикосновение вызывает боль).
К тактильным иллюзиям относятся парестезии восприятие нейтрального тактильного ощущения как
щекотки, зуда, жжения или ощущения того, что по телу ползают насекомые или змеи (этот вид
парестезии называют формикацией от лат. formica муравей). При тактильных иллюзиях также
могут нарушаться восприятие размера, формы, положения конечности, движения тела. К тактильным
иллюзиям относится и так называемый синдром «чужой руки», когда своя собственная часть тела
воспринимается как чужая.
Обонятельные или вкусовые иллюзии проявляются в форме субъективного изменения
(инверсии) качества ощущений (сладкое кажется кислым, благовоние ощущается как зловоние).
Зрительные иллюзии (или иначе парейдолии) представляют собой восприятие отдельных, не
|