связанных между собой зрительных ощущений целостными, осмысленными образами. К зрительным
иллюзиям также относится искаженное восприятие пространственных, цветовых, количественных
(например, два или три вместо одного предмета) характеристик. Парейдолические иллюзии обычно
возникают при сниженном тонусе сознания на фоне различных интоксикаций и являются важным
диагностическим признаком.
Если эти иллюзорные образы дереализуются (т. е. появляется чувство искусственности в
сочетании с бредовым толкованием), то такое расстройство называется псевдопарейдолиями.
Следует отметить, что наличие отдельных иллюзий в изолированном виде не является
признаком психического заболевания, а лишь свидетельствует об аффективной напряженности или
переутомлении. Только в сочетании с другими расстройствами психики они становятся симптомами
определенных расстройств. Если иллюзорное восприятие является проявлением психического
расстройства, говорят о патологических иллюзиях. Основным отличием физиологических иллюзий от
патологических является коррегируемость и критичность больного к их содержанию. В таких случаях
изменение условий восприятия (улучшение освещенности или изменение функционального состояния
ЦНС), а также включение воспринимаемых образов в предметную деятельность приводят к тому, что
человек обнаруживает свою ошибку и иллюзия разрушается. При патологических иллюзиях критичность
больного к их содержанию, еще имеющаяся на начальных этапах развития болезни, снижается, иллюзии
носят стойкий характер, их интенсивность снижается только по мере позитивного изменения
болезненного состояниях в ходе лечения и ремиссии.
Физиологические особенности мозговых процессов у детей и психологические особенности их
восприятия способствуют тому, что иллюзорные расстройства восприятия возникают у них довольно
часто. В детском возрасте иллюзии наблюдаются при инфекционных заболеваниях и интоксикациях.
Возможно также появление их у детей, страдающих неврозами, психопатией, эпилепсией, шизофренией
и др. Иллюзии могут регистрироваться даже в раннем возрасте, начиная с 1,5-2 лет у детей, способных к
вербализации собственных переживаний. Иллюзии, как правило, связаны с различными
эмоциональными реакциями, которые зависят от содержания иллюзорных образов, но чаще всего эти
эмоции бывают отрицательными.
Галлюцинациями называют представления, воспринимаемые как реальные объекты (иными
словами, это восприятие того, чего на самом деле нет в актуальной реальности как реально
существующего или действующего). При галлюцинациях человек не может отделить свое представление
(субъективный образ реальности) от восприятия реальности. Если иллюзии могут встречаться и у
психически больных, и у здоровых людей, то наличие галлюцинаций всегда свидетельствует о тяжести
психопатологической симптоматики. Галлюцинации относят к позитивной психопатологической
симптоматике, которая встречается при психозах.
Галлюцинаторные образы могут быть единичными и множественными. Они могут быть
сюжетно связаны друг с другом. Они могут быть также простыми и сложными. При простых,
элементарных галлюцинациях больные видят отдельные вспышки света, слышат отдельные шумы,
шорохи. Простые галлюцинации возникают в одном анализаторе. При сложных галлюцинациях (в их
формировании участвуют два и более анализаторов) галлюцинаторные образы являются
содержательными: больные видят различные одушевленные и неодушевленные предметы,
фантастических существ, слышат связную содержательную речь, музыку и т. п.
Существуют истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации. При истинных галлюцинациях
галлюцинаторный образ, как и при обычном восприятии, проецируется в окружающую среду и
оценивается больным как объект действительности. Образы истинных галлюцинаций настолько ярко
чувственно окрашены, что критика к ним полностью отсутствует, поэтому больные действуют в
соответствии с их содержанием, вступают с ними в контакт.
При псевдогаллюцинациях человек в состоянии отделить свое субъективное представление от
восприятия объективной реальности. Человек признает, что его образы имеют дереалистический
характер, т. е. он осознает их как нечто аномальное, ненастоящее. Нередко псевдогаллюцинаторные
образы воспринимаются как навязанные, чужие. Тогда у человека развивается чувство воздействия со
стороны, навязывания образа (синдром КандинскогоКлерамбо). Псевдогаллюцинации также
характеризуются тем, что ложные ощущения проецируются в субъективное, а не во внешнее
|