пространство (например, «голоса» внутри головы, которые воспринимаются как чужие, не
свойственные самой личности).
Различают зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые галлюцинации. Чаще
всего встречаются зрительные и слуховые галлюцинации (у детей преобладают зрительные
галлюцинации, а у взрослых слуховые).
Зрительные галлюцинации заключаются в ложном зрительном восприятии несуществующих (не
видимых для других людей) объектов или сцен. При этом человек уверен в том, что эти объекты или
сцены не есть только лишь продукт его сознания, поскольку они воспринимаются им как реально
существующие.
Слуховые галлюцинации заключатся в том, что человек слышит несуществующие звуки. При
простых слуховых галлюцинациях слышится бормотание, капающая вода, шепот, тиканье часов, шаги,
хлопанье в ладоши. При сложных слуховых галлюцинациях человек слышит мелодии, музыку, голоса
других людей.
К
тактильным галлюцинациям причисляют феномен редупликации частей тела (ощущение
фантомных частей тела, например удаленных после хирургического вмешательства) или всего тела
(ощущение фантомного телесного «двойника», как своего собственного, так и других людей
например, ощущение, что кто-то лежит рядом или кто-то другой навалился сверху).
Галлюцинации обоняния и вкуса связаны с восприятием несуществующих запахов и вкусов.
Существуют возрастные особенности проявления галлюцинаций. У детей чаще возникают
элементарные галлюцинации при измененном сознании, хотя возможно их появление и на фоне ясного
сознания. В дошкольном возрасте чаще встречаются зрительные галлюцинации, персонажами которых
выступают герои сказок, мультфильмов. При этом зрительные образы, как правило, фрагментарны (дети
видят отдельные части фигуры лицо, лапу и т. п.). Псевдогаллюцинации, особенно слуховые, редко
появляются у детей младше 10-12 лет.
Более часто в детском возрасте встречаются галлюцинации воображения.
Они возникают
спонтанно на фоне образных представлений, фантазий и являются как бы продолжением этих
актуальных для больных представлений. Распространенным вариантом галлюцинаций воображения
является феномен «оживления» неодушевленных предметов картин, игрушек и т. п.
Гипнагогические галлюцинации, которые наряду с галлюцинациями воображения и
псевдогаллюцинациями относят к незавершенным, также встречаются у детей чаще, чем истинные
галлюцинации. Под гипнагогическими галлюцинациями понимают спонтанно возникающие при
засыпании преимущественно зрительные образы, которые проецируются в темное поле зрения
закрытых глаз или во внешнее неосвещенное пространство при открытых глазах. Их содержание может
воспроизводить отдельные впечатления и образы, воспринятые ребенком в течение дня. Подобные
галлюцинации нередко наблюдаются у здоровых, особенно впечатлительных детей, детей с ярко
выраженным эйдетизмом. Патологические гипнагогические галлюцинации не связаны с образами
повседневных впечатлений, необычны, нередко фантастичны и сопровождаются аффектом страха.
Принято считать, что галлюцинации, в отличие от иллюзий, возникают в отсутствие реального
раздражителя. Субъективно они ничем не отличаются от непатологических образов реальности, т. е.
всегда воспринимаются как внешние события, которые имеют выраженную чувственную окраску.
Проецирование вовне, яркая чувственность, а также непроизвольность возникновения
(неподконтрольность) делает невозможным для человека отличение реального образа от галлюцинации.
В клинической психологии существуют различные теории, объясняющие возникновение
галлюцинаций. Исторически первая теория основывается на павловской интерпретации физиологии
высшей нервной деятельности и рассматривает галлюцинации как результат интенсификации
представлений (при усилении тормозных процессов представления как физиологически более слабый
раздражитель начинают проецироваться вовне и приобретать черты восприятия). Вторая концепция
трактует галлюцинацию как следствие поражения локальных участков коры головного мозга. Согласно
третьей теории, галлюцинация это продукт нарушения деятельности нейронных рецепторов.
В настоящее время достоверно установлено, что галлюцинации возникают как после структурных
повреждений головного мозга (вторая теория), так и при нарушениях физиологических процессов в коре
головного мозга (третья теория). Галлюцинации возникают в результате поражения структур или
|