Другим вариантом расстройства инициации действия, напротив, является непроизвольное
(автоматическое) совершение таких движений или действий, которые в норме являются не
автоматическими (рефлекторными), а произвольными. При этом из программы выпадает цель
совершения произвольного движения или действия, оно становится неадекватным ситуации, в которой
осуществляется движение или действие. Примером непроизвольной инициации двигательной
программы могут служить тики.
Тиком является непроизвольное, быстрое, повторяющееся, неритмичное движение (обычно
вовлекающее ограниченные группы мышц) или действие, которое начинается внезапно и явно
бесцельно. Помимо двигательных тиков существуют вокальные тики. И двигательные, и вокальные тики
бывают простыми и сложными. Простые двигательные тики состоят из подмигиваний, пожиманий
плечом, гримасничания. Сложные двигательные тики могут проявляться в виде поколачивания себя,
подпрыгивания и скакания. Простые вокальные тики проявляются в виде покашливания, лая,
фыркания, шмыгания носом и шипения. Сложные вокальные тики заключаются в повторении или
выкрикивании слов, иногда непристойного содержания (копролалия), или в повторении только что
произнесенных собственных звуков или слов (палилалия). Наиболее ярким примером личности,
страдающей сложным вокальным тиком, является известный герой телеэкрана Винни Пух.
У детей в возрасте 4-5 лет могут встречаться преходящие тики, что само по себе является не
расстройством, а крайним вариантом возрастной нормы развития. Патологическими можно считать
хронические тики, нарушающие процесс социального взаимодействия человека. Среди болезненных
тиков особое место занимает синдром Жиля де ля Туретта. Этот синдром представляет собой
сочетание множественных двигательных и вокальных тиков. Наиболее часто такое расстройство
произвольных движений и действий возникает в детском или подростковом возрасте. При этом ребенок
вполне осознает всю неадекватность своего поведения, но периодически испытывает с трудом
сдерживаемые приступы к совершению подобных действий.
Как правило, тики могут быть самопроизвольно подавлены на короткий промежуток времени,
после чего опять возникает позыв к совершению бессмысленных действий.
В большинстве случаев тики имеют психогенное происхождение: они часто сопровождают
эмоциональные нарушения и задержки психического развития. Обострение тиков связано с действием
стрессовых факторов.
В отличие от неврологических нарушений, тики как психологическое нарушение отличает
легкость, с которой они могут быть спровоцированы или подавлены, внезапность приступа и его
быстрая динамика, исчезновение симптомов во время сна. Неритмичность отличает тики от
стереотипных повторяющихся действий, характерных для аутизма или умственной отсталости. В
отличие от навязчивых движений, тики не определяются сознательно поставленной целью.
Третьим вариантом расстройства функции инициации произвольных действий и движений
является утрата способности выбирать (формировать) адекватный план (программу) действия.
Человек не может выбрать необходимый план действия, в результате чего поставленная цель не
достигается. Причиной этого является нарушение внимания.
Внимание представляет собой не столько самостоятельный психический процесс, сколько
состояние различных когнитивных процессов, которое заключается в их направленности на
определенные объекты и явления, имеющие для личности значимость в конкретный момент
деятельности. Основными параметрами нарушения функции внимания являются:
нарушения направленности (избирательности);
нарушения концентрации (устойчивости) отвлекаемость;
нарушения интенсивности (непрерывность) истощаемость;
нарушения объема;
нарушения распределения и переключаемости.
Рассеянность внимания это нарушение способности длительно сохранять направленность на
актуально необходимый для реализации цели действия предмет. Для произвольного движения или
действия важно, чтобы восприятие ситуации было избирательным, направленным и достаточным по
времени (устойчивым), чтобы несущественные для достижения цели стимулы окружающей среды не
инициировали излишних и ненужных моторных программ. Нарушение направленности связано с
|