Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 234 
Next page End  

фразы, и по темпу прочного усвоения речевых навыков. Большинство «поздно говорящих» детей в
дальнейшем развиваются совершенно нормально.
Хотя речь и связана с мышлением, отставание в развитии речи не следует смешивать с
отставанием интеллектуального развития. Только дети с серьезными речевыми расстройствами
относятся к группе риска развития интеллектуальной недостаточности. Однако проблемы с речью
становятся базой для последующего возникновения расстройств коммуникативных и учебных навыков.
Базовым показателем развития речи ребенка является фонологическая осведомленность.
Под
фонологической осведомленностью понимается:
возможность различать основные звуки языка;
возможность распознавать связи между звуками и буквами (знаками);
знание того, что звуки составляют различные слоги;
определение ритма и аллитерации речи.
Фонологическая осведомленность связана с развитием экспрессивной речи и выступает
необходимым условием формирования навыков чтения. Поэтому дефицит фонологической
осведомленности является главной причиной расстройств коммуникации и нарушений развития
школьных навыков.
О причинах развития речевых расстройств до сегодняшнего дня мало что известно. Известно
только то, что причиной дефицита фонологической осведомленности может быть дисфункция задней
части левого полушария, контролирующего способность обрабатывать фонемы, или левой височной
доли, контролирующей артикуляцию. Имеются данные о том, что причиной ослабления функции речи
могут быть временные слуховые проблемы, возникающие при хронических воспалениях органов слуха в
возрасте до трех лет.
Выделяют четыре вида расстройств речи:
специфическое расстройство речевой артикуляции;
расстройство экспрессивной речи;
расстройство рецептивной речи;
— заикание.
В отношении причин возникновения расстройств речи существует множество мифических и
ложных представлений. Широко распространено мнение, будто они возникают по причине наличия у
ребенка эмоциональных проблем и нарушенных отношений с родителями. Серьезных научных
доказательств этим взглядам не существует /30/.
Особенности общения родителей с детьми, имеющими нарушения речи, влияют только на
скорость и диапазон речевого развития, но не являются причинами возникновения таких
расстройств. Поэтому задача, которую психолог может поставить перед родителями, должна
заключаться только в том, чтобы просто уделять такому ребенку больше внимания: стараться чаще
разговаривать с ним обычными фразами, просить рассказывать о любимых занятиях, которыми ребенок
занимался в течение дня, не замечать трудности речевой экспрессии ребенка, разговаривая с ним, как с
нормальным, и отвлекать внимание ребенка от того, что его ответная речь не такая развернутая, как у
других детей. Активное вмешательство в развитие речи оправдано только в случае нарушений
артикуляции.
О специфическом расстройстве речевой артикуляции можно говорить тогда, когда освоение
ребенком звуков речи значительно задерживается. О значительном отставании речевого развития
можно говорить тогда, когда оно в два раза превышает стандартное (нормативное) отклонение. В норме
большинство речевых звуков осваивается к возрасту 6-7 лет. К возрасту 11-12 лет почти все речевые
звуки должны быть освоены. Если к 12 годам ребенок пропускает, искажает или заменяет речевые звуки,
изменяет произношение звуков в зависимости от их сочетания (т. е. один звук в некоторых словах может
произнести, а в некоторых — нет) и это не является следствием особенностей употребления речи в
культуре, к которой он принадлежит, или в семейном окружении, то речь уже может идти о
специфическом расстройстве речевой артикуляции. Важным признаком патологического развития речи
также является то, что ребенка с отклонением в употреблении речевых звуков плохо понимают
окружающие его люди.
Под расстройством экспрессивной речи понимается такое специфическое нарушение развития,
Hosted by uCoz