Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 234 
Next page End  

при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня,
соответствующего его умственному возрасту. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь,
расстройств речевой артикуляции у него может не быть, но выразить свое состояние и мысли словами
он не может. О том, что ребенок понимает обращенную к нему речь, можно судить по таким признакам:
— ребенок выполняет просьбы, но не может описать свои действия, которые он совершал при их
исполнении;
— улыбается, жестикулирует, широко использует мимику в совместной игре или при
прослушивании сказок;
— стремится к общению, активно замещая дефицит слов жестами, мимикой, неречевыми
звуками, несвязными фразами, искаженными словами;
— раздражается, злится или приходит в отчаяние, когда его не понимают.
Примером тяжелого расстройства экспрессивной речи могут служить случаи, когда ребенок в
возрасте старше трех лет просит о чем-либо не словами, а жестами, указывая на предметы пальцем,
сопровождая свои жесты криком, визгом, мычанием, фырканием. До трех лет многие дети общаются
именно таким образом. Однако отсутствие в речи ребенка отдельных слов или похожих на них
сочетаний звуков к возрасту двух лет и отсутствие простых выражений и фраз из двух слов к возрасту
трех лет являются симптомами значительной задержки развития экспрессивной речи.
В случаях более мягких расстройств экспрессивной речи ребенок демонстрирует ограниченный
словарный запас, что проявляется в чрезмерном использовании небольшого набора общих слов в любых
ситуациях; или испытывает трудности в подборе подходящих слов, слов-заменителей; или пользуется
преимущественно сокращенными словами, понять которые могут только близкие люди. К нарушениям
экспрессивной речи также относятся незрелая структура предложений; пропуски окончаний или
приставок в словах; неправильное использование или полное отсутствие в речи предлогов,
местоимений, спряжений или склонений глаголов и существительных; трудности в установлении
последовательности при пересказе событий прошлого.
К подростковому возрасту нарушения экспрессивной речи спонтанно разрешаются: половина
детей совершенно избавляется от коммуникативных проблем, тогда как у другой половины наблюдается
значительное улучшение /30/.
Подобные нарушения экспрессивной речи отмечаются и у взрослых людей. Однако у взрослых
они не могут компенсироваться спонтанно, поскольку всегда связаны с врожденным дефектом ЦНС,
системным заболеванием, поражающим головной мозг, эндокринной патологией, соматическими
заболеваниями или наступают в связи с другими психическими расстройствами.
Расстройство рецептивной речи характеризуется нарушением понимания ребенком
обращенных к нему высказываний. Дети с таким расстройством обладают нормальным слухом, но не
могут понять значение отдельных звуков, слов и предложений. Развитие рецептивной речи всегда
опережает развитие экспрессивной речи, поэтому расстройство рецептивной речи всегда
сопровождается расстройством и экспрессивной речи.
Определить расстройство можно по следующим характерным признакам:
— со дня рождения ребенок не реагирует на знакомые названия (свое имя, «мама», «папа» и т. п.);
— к 18 месяцам не может идентифицировать по названиям обычные предметы из своего
окружения;
— в возрасте 2 лет не способен следовать простым инструкциям;
— после 3 лет не понимает значение грамматических и невербальных аспектов речи (отрицаний,
вопросов, сравнений, тона голоса, речевой жестикуляции).
Психологическое состояние ребенка с рецептивным расстройством речи можно понять, если
представить себя в окружении людей, которые все время разговаривают с вами на плохо знакомом
языке и чего-то от вас добиваются. Поэтому достаточно часто у детей с расстройством рецептивной
речи встречается гиперактивность, социальная неприспособленность, социальная изоляция от
сверстников, повышенная тревожность, чувствительность, чрезмерная застенчивость. Основным
отличием таких детей от детей с аутистическим расстройством является их нормальное взаимодействие
и обращение с родителями, педагогами и другими детьми, нормальные игры и использование жестов.
У взрослых же подобные расстройства всегда связаны с серьезным психическим расстройством и
Hosted by uCoz