при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня,
соответствующего его умственному возрасту. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь,
расстройств речевой артикуляции у него может не быть, но выразить свое состояние и мысли словами
он не может. О том, что ребенок понимает обращенную к нему речь, можно судить по таким признакам:
ребенок выполняет просьбы, но не может описать свои действия, которые он совершал при их
исполнении;
улыбается, жестикулирует, широко использует мимику в совместной игре или при
прослушивании сказок;
стремится к общению, активно замещая дефицит слов жестами, мимикой, неречевыми
звуками, несвязными фразами, искаженными словами;
раздражается, злится или приходит в отчаяние, когда его не понимают.
Примером тяжелого расстройства экспрессивной речи могут служить случаи, когда ребенок в
возрасте старше трех лет просит о чем-либо не словами, а жестами, указывая на предметы пальцем,
сопровождая свои жесты криком, визгом, мычанием, фырканием. До трех лет многие дети общаются
именно таким образом. Однако отсутствие в речи ребенка отдельных слов или похожих на них
сочетаний звуков к возрасту двух лет и отсутствие простых выражений и фраз из двух слов к возрасту
трех лет являются симптомами значительной задержки развития экспрессивной речи.
В случаях более мягких расстройств экспрессивной речи ребенок демонстрирует ограниченный
словарный запас, что проявляется в чрезмерном использовании небольшого набора общих слов в любых
ситуациях; или испытывает трудности в подборе подходящих слов, слов-заменителей; или пользуется
преимущественно сокращенными словами, понять которые могут только близкие люди. К нарушениям
экспрессивной речи также относятся незрелая структура предложений; пропуски окончаний или
приставок в словах; неправильное использование или полное отсутствие в речи предлогов,
местоимений, спряжений или склонений глаголов и существительных; трудности в установлении
последовательности при пересказе событий прошлого.
К подростковому возрасту нарушения экспрессивной речи спонтанно разрешаются: половина
детей совершенно избавляется от коммуникативных проблем, тогда как у другой половины наблюдается
значительное улучшение /30/.
Подобные нарушения экспрессивной речи отмечаются и у взрослых людей. Однако у взрослых
они не могут компенсироваться спонтанно, поскольку всегда связаны с врожденным дефектом ЦНС,
системным заболеванием, поражающим головной мозг, эндокринной патологией, соматическими
заболеваниями или наступают в связи с другими психическими расстройствами.
Расстройство рецептивной речи характеризуется нарушением понимания ребенком
обращенных к нему высказываний. Дети с таким расстройством обладают нормальным слухом, но не
могут понять значение отдельных звуков, слов и предложений. Развитие рецептивной речи всегда
опережает развитие экспрессивной речи, поэтому расстройство рецептивной речи всегда
сопровождается расстройством и экспрессивной речи.
Определить расстройство можно по следующим характерным признакам:
со дня рождения ребенок не реагирует на знакомые названия (свое имя, «мама», «папа» и т. п.);
к 18 месяцам не может идентифицировать по названиям обычные предметы из своего
окружения;
в возрасте 2 лет не способен следовать простым инструкциям;
после 3 лет не понимает значение грамматических и невербальных аспектов речи (отрицаний,
вопросов, сравнений, тона голоса, речевой жестикуляции).
Психологическое состояние ребенка с рецептивным расстройством речи можно понять, если
представить себя в окружении людей, которые все время разговаривают с вами на плохо знакомом
языке и чего-то от вас добиваются. Поэтому достаточно часто у детей с расстройством рецептивной
речи встречается гиперактивность, социальная неприспособленность, социальная изоляция от
сверстников, повышенная тревожность, чувствительность, чрезмерная застенчивость. Основным
отличием таких детей от детей с аутистическим расстройством является их нормальное взаимодействие
и обращение с родителями, педагогами и другими детьми, нормальные игры и использование жестов.
У взрослых же подобные расстройства всегда связаны с серьезным психическим расстройством и
|