органическими поражениями головного мозга.
Особое место в ряду нарушений экспрессивной и рецептивной речи занимает синдром Ландау
Клефнера (приобретенная афазия с эпилепсией). В отличие от рассмотренных выше расстройств, этому
синдрому предшествует нормальное речевое развитие, которое внезапно нарушается (теряются навыки
рецептивной и экспрессивной речи), обычно в возрастном периоде от 3 до 7 лет. К нарушению речи
через некоторое время (в период от нескольких месяцев до двух лет) в большинстве случаев
присоединяются эпилептические припадки.
Заикание представляет собой расстройство произвольной координации движений языка, губ при
артикуляции незнакомых или трудно сочетаемых звуков в словах, обусловленное нарушениями
нейрофизиологических процессов. Наиболее типичным проявлением заикания является повторение и
затягивание некоторых слогов, что неизбежно затрудняет коммуникацию. Это расстройство генетически
обусловлено и может только обостриться под влиянием психоэмоционального стресса, который на
самом деле не является истинной причиной расстройства /30/. Общая психологическая рекомендация к
организации взаимодействия и общения с заикающимися детьми заключается в научении родителей и
педагогов говорить с ребенком медленно, используя короткие и простые предложения, чтобы не
вызвать нервного напряжения, которое может развиться у ребенка при общении.
Как уже отмечалось выше, дефицит фонологической осведомленности влияет не только на
развитие речи, но и на развитие когнитивных навыков, востребованных в процессе школьного обучения
(так называемое расстройство развития учебных навыков). Задержка речевого развития, характерная
для дошкольного возраста, в начальном школьном возрасте проявляется в виде специфической задержки
развития навыков чтения и письма, а в подростковом возрасте в виде расстройства спеллингования.
Однако для возникновения этого типа расстройств характерно действие дополнительного
нейрофизиологического фактора: аномалии не только в процессе обработки слуховой, но и зрительной
информации.
В отличие от расстройств речи, расстройства развития учебных навыков наряду с
индивидуальными психическими особенностями ребенка тесно связаны с семейными обстоятельствами
и характером обучения в школе. Дифференцировать трудности обучения в школе, вызванные
социальной или педагогической запущенностью и обусловленные нейрофизиологическими
особенностями, можно как раз по наличию в истории развития ребенка фактов речевых нарушений
(коммуникативных расстройств). Расстройство развития учебных навыков не следует путать со
снижением интеллекта и умственной отсталостью, а также со следствиями неврологических нарушений
(ДЦП) и нарушений слуха и зрения. Как отмечают Э. Мэш и Д. Вольф, в 5-10% случаев трудности в
обучении имеют преимущественно неврологические корни, тогда как в других случаях они имеют
преимущественно социально-педагогическую природу: отсутствие познавательной среды дома или в
школе, неправильное преподавание или оборудование учебных классов /30/.
Расстройство навыков чтения в первое время проявляется в трудностях пересказывания
алфавита и распределения (узнавания) букв по звукам при нормальной остроте слуха. Позднее
проявляются ошибки в навыках устного чтения:
пропуски, замены, искажения или дополнения букв, слов или их частей (например,
«велисапед» вместо «велосипед», «слон» вместо «салон», «живой» вместо «жилой» и т. п.);.
слишком медленный темп речи;
попытки начать чтение заново, длительные запинки или «потеря места» в тексте при
прерывании чтения;
перестановка слов при чтении написанных предложений.
Наряду с вышеперечисленными признаками также может встречаться неспособность вспомнить
факты из прочитанного, сделать выводы и заключение о сущности прочитанного, при ответах на
вопросы о прочитанном ребенок отвечает, используя общие знания, а не информацию из конкретного
рассказа.
Причиной нарушения навыков чтения являются обусловленные фонологическим дефицитом
трудности расшифровки быстрого разбивания слова на буквы и обратного процесса синтеза букв в
слово. Другими словами, ребенок не может быстро распознать фонологическую структуру слова и,
соответственно, само слово, поскольку слуховая речь предшествует появлению письменной.
|