символами, представлениями, понятиями. Если интеллект это ум, способность познавать реальность,
то мышление это обдумывание, один из способов познания реальности, который заключается в
создании субъективной модели реальности. Модель это обобщенный и опосредованный образ
реальности. Соответственно, мышление это обобщенное и опосредованное познание мира. У
человека, в отличие от животных, главным, основным инструментом создания субъективных моделей
является язык (система условных символов). Поэтому содержательную сторону мышления у человека
выражает речь. Как отражение мышления она обладает логичностью, доказательностью,
грамматическим строем, темпом, целенаправленностью, гибкостью и подвижностью, экономичностью,
широтой, глубиной, критичностью, самостоятельностью, пытливостью, любознательностью,
находчивостью, остроумием, оригинальностью, продуктивностью.
Логичность умение выражать внутренние закономерности между явлениями и предметами.
Доказательность обоснование этой закономерности. Строй речи соответствие законам построения
высказываний. Темп речи скорость протекания мыслительных процессов. Целенаправленность
сохранение в течение определенного времени подчиненности познавательного процесса определенной
задаче. Гибкость умение быстро менять принятые решения в зависимости от изменения ситуации.
Экономичность умение эффективно выполнять мыслительные операции с наименьшим числом
действий. Широта способность привлекать разнообразную информацию для решения
познавательных задач. Глубина способность проникать в суть явлений. Критичность умение
адекватно оценивать результаты.
Во время процесса мышления человек воспринимает информацию, перерабатывает ее, делает
выводы и объединяет их в предположения относительно ситуации, в которой он находится. Для
создания адекватных ситуации выводов и предположений нормальный (общепринятый) процесс
мышления должен соответствовать нескольким условиям:
1) способы восприятия и переработки информации должны быть адекватны объективной
ситуации;
2) выводы должны делаться в соответствии с законами формальной логики;
3) содержание мышления должно оцениваться человеком в соответствии с общепринятыми
эмпирическими основаниями;
4) процесс мышления должен быть организован по принципу системной регуляции;
5) мышление должно быть сложно структурированным и отражать в развернутой системе
понятий общепринятую структуру мира.
Нарушения способа восприятия и переработки информации (основные когнитивные
расстройства) влияют на качество мышления. Например, при неустойчивом внимании, нарушенной
памяти, плохом зрении человек получает неадекватные сведения о ситуации, в которой он находится,
делая неправильные выводы и предположения. Так, при аутизме человек в большей мере отдает
предпочтение внутренним импульсам, тогда как внешние источники информации о ситуации могут
игнорироваться. В результате человек делает неправильные выводы и прогнозы относительно
ситуации, в которой находится. При задержках умственного развития некоторые виды информации не
могут быть адекватно восприняты и учтены в выводах и предположениях, что не позволяет мышлению
выполнять свою основную функцию обобщенного отражения существенных сторон реальности. При
повреждениях височных областей мозга изменяются процессы памяти, что влияет на распознание
необходимых аспектов ситуации, дезорганизует восприятие раздражителей и не позволяет их
категоризовать. Изменения на клеточном уровне искажают поступающую информацию (например, при
шизофрении или болезни Альцгеймера), давая неверные сведения о реальности, из чего следуют
неадекватные ситуации решения.
Нарушения формы мышления возникают чаще всего при психозах. При этом человек перестает
соблюдать базовые логические законы упорядочения информации, что приводит его к нереалистичным
умозаключениям. К формальным нарушениям относят бессвязность мыслей, их разорванность (связь
между мыслями сохраняется в течение непродолжительного времени, а потом под действием случайных
факторов мышление начинает протекать в другом направлении и на других основаниях),
ассоциативность мыслительных процессов (отсутствие внутренней структуры, ориентация мысли
только на внешние признаки ситуации, внешнее сходство).
|