Однако есть нарушения, в которых изменения личностного компонента мышления проявляются
особенно ярко, что и заставило Б. В. Зейгарник выделить их в отдельную группу. Суть мышления
составляет оперирование существенными аспектами реальности. Однако существенным у человека
оказывается то, что приобрело смысл в процессе жизнедеятельности. Другими словами, признаками
нарушения выступает не частота проявления какого-либо признака или свойства мышления, а роль,
которую оно играет в жизни человека. У смысла есть две стороны: индивидуальный и общественный
(предметно-объективный, конвенциальный). В разных обстоятельствах доминирует то один, то другой,
однако конвенциальный смысл всегда оказывается доминирующим критерием, обеспечивающим
однозначность продуктов мыслительной деятельности разных людей. Нарушение целенаправленности
мыслительных процессов связано с приданием большей значимости индивидуальному смыслу в ущерб
общественному.
Виды таких нарушений мышления: витиеватость, соскальзывание, резонерство,
разноплановость, аморфность, разорванность.
Витиеватость
слишком пространные рассуждения, излишние для понимания излагаемой
мысли.
Соскальзывание
(непоследовательность мышления) внешне немотивированные,
неожиданные эпизодические переходы от одного содержания к другому по случайной ассоциации или
несущественному для конечной цели рассуждения признаку. После соскальзывания больной способен
продолжить последовательность основного рассуждения. Здесь нет ускорения темпа мышления, мысль
между соскальзываниями сохраняется.
Резонерство
пространные рассуждения по несущественному поводу. Основу резонерства
составляют банальные нравоучения, морализированные истины, известные изречения. Речь сохраняет
правильность, но многословна, изобилует причастными и деепричастными оборотами, вводными
словами. Здесь происходит отрыв от контекста и ситуации общения, когда различные значения слова
сопоставляются сами с собой, а выбора адекватного значения не происходит. Мыслительный процесс
направлен не на цель, задаваемую ситуацией, а на «более общую», «универсальную» цель. В резонерских
суждениях преобладает стремление подвести любое незначительное явление под «концепцию». Отрыв
от реальности превращает мысли в «умственную жвачку» (И. Павлов). У таких больных речь не
облегчает выполнение задания, а затрудняет его: произносимые слова вызывают случайные
ассоциации, которые их отвлекают.
Разноплановость постоянная необоснованная смена оснований для построения ассоциаций.
В результате мысль лишается основного стержня, иногда объединяются несочетаемые понятия.
Суждения об одном и том же феномене одновременно протекают на разных уровнях.
Аморфность нечеткое использование понятий (непонятно, о чем говорит больной).
Разорванность
отсутствие связей между отдельными умозаключениями. Выделяют
логическую и грамматическую разорванность. Логическая нет логической связи между отдельными
компонентами мысли. Грамматическая набор отдельных, несвязанных слов (шизофазия). Словесная
окрошка.
С нарушениями личностного компонента мышления связан такой класс нарушений, как
нарушения содержания мышления.
Сюда относится формирование навязчивых, сверхценных и
бредовых идей.
Навязчивые идеи (обсессивные мысли)
[Обсессия
состояние тревоги, страха по поводу
возникновения мыслей определенного содержания (чаще всего непристойного, агрессивного или
бессмысленного).] это непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной
информации или вступает в значительное противоречие с системой личных ценностей. Неадекватность
содержания в этом случае понимается и критически оценивается человеком, но возникновение таких
мыслей непроизвольно, от них невозможно освободиться, и человек испытывает эмоциональный
дискомфорт от их наличия. Обсессивные мысли представляют собой идеи, образы или побуждения к
действию, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному, и борьба с ними
совершенно безуспешна. При этом они воспринимаются не как чуждые, навязанные, а как собственные
мысли. Например, женщина может мучиться страхом, что она может случайно не устоять перед
желанием убить любимого ребенка. Или мужчина страдает от непристойных, не соответствующих
|