своим представлениям о собственной личности, навязчивых образов, желаний, представлений. Среди
навязчивых мыслей выделяют навязчивые сомнения, навязчивые абстракции (манипулирование
цифрами или «умственная жвачка» изнуряющее мудрствование на отвлеченные темы), контрастные
мысли (содержание которых противоречит мировоззрению или морально-этическим принципам
личности) и навязчивые воспоминания. Важной частью обсессивных мыслей являются бесплодные
рассуждения, не приводящие ни к какому конкретному решению. Навязчивые мысли возникают в
результате воздействия психотравмирующих обстоятельств жизни (тогда содержание мыслей отражает
эти обстоятельства), или же они возникают в случаях повреждения базального ганглия, поясной
извилины и префронтальной коры (тогда содержание мыслей никак не связано с обстоятельствами
жизни или же быстро от них отрывается).
Вслед за возникновением навязчивых мыслей вскоре возникают навязчивые (компульсивные)
действия, которые имеют характер ритуальной защиты и снимают душевный дискомфорт, возникающий
при возникновении мыслей. Осуществление этих действий (ритуалов) не приносит человеку
удовлетворения, и он сам понимает бессмысленность их совершения, однако не может их не совершать
(поскольку они связаны с обсессивными мыслями). Ритуальные действия придают человеку ощущение
контроля над ситуацией, которая субъективно воспринимается как опасная. Действие же играет роль
символической защиты от этой опасности. Осознание их бессмысленности приводит к
нерешительности и медлительности.
У детей и подростков наиболее распространены навязчивые мысли, связанные с боязнью
заражения, заболевания, причинения вреда себе или другим. Также навязчивости могут возникать в
связи с сексуальной, религиозной озабоченностью, а также озабоченностью своим телом (внешний вид,
функции и т. д.).
В ряде случаев навязчивые мысли сочетаются с нарушениями аффективной сферы личности,
приводя к возникновению тревожных расстройств. Навязчивые действия как раз и предпринимаются
для ослабления тревоги и напряжения, вызываемых навязчивыми тревожными мыслями.
Сверхценные идеи логически обоснованные убеждения, тесно связанные с мировоззрением
личности, базирующиеся на реальных ситуациях и обладающие большим эмоциональным зарядом. Они
приобретают неадекватное по степени значимости доминирующее положение в жизни человека,
подчиняют себе всю его деятельность, что приводит к дезадаптации. Содержание сверхценных идей
отражает мировоззрение личности, критика отсутствует или носит формальный характер. Сверхценные
идеи побуждают человека действовать в соответствии с их содержанием. Так организованное
мышление суживает круг интересов личности, приводит к избирательному восприятию реальности. Со
временем сверхценные идеи могут утрачивать свою актуальность. Сверхценные идеи содержательно
могут быть связаны с переоценкой следующих факторов:
биологических свойств своей личности (дисморфофобические сверхценные идеи
убежденность в наличии биологического дефекта или недостатка; ипохондрические сверхценные идеи
преувеличение тяжести своего заболевания; идеи сексуальной неполноценности, идеи физического
самоусовершенствования);
психологических свойств своей личности (идеи изобретательства, реформаторства и
талантливости);
социальных аспектов функционирования личности (идеи вины преувеличение значимости
реальных поступков; эротические идеи обычные знаки внимания расцениваются как признаки
страстной влюбленности других лиц; идеи ревности убеждения в неверности партнера, основанные
на реальных фактах, не имеющих характера достоверных доказательств; идеи сутяжничества или
кверулянства убежденность в необходимости борьбы с малозначимыми недостатками, возводимыми
в ранг борьбы с социальной несправедливостью).
Бредовые идеи (бредовые расстройства мышления) навязчивые, последовательно и
энергично отстаиваемые ложные умозаключения, не соответствующие реальности (в их основе лежат
нереальные события и факты, например, приписывание себе или другим мнимых, несуществующих
качеств, поступков и т. д.), которые упорно поддерживаются личностью, несмотря на аргументы и
доказательства обратного. Однако если подобные умозаключения предписываются определенной
культурой или субкультурой, к которой принадлежит человек, то они не должны характеризоваться как
|