обсессивно-компульсивный (невроз навязчивых состояний);
истерический;
(псих-) астенический;
ипохондрический;
депрессивный (невротическая депрессия);
деперсонализированный;
невроз характера;
нарциссический невроз;
невроз внутреннего органа (конверсионный) и т. д.
В отечественной науке базовым является определение невроза, данное психиатром В. А.
Гиляровским:
Невроз
это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической
сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не
обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к переработке (преодолению) возникшей
ситуации и компенсации нарушений.
В этом определении акцент делается на длительной переработке личностью неразрешимой
проблемной ситуации и неспособности адаптироваться к имеющимся условиям. Неспособность
адаптации к сложным жизненным обстоятельствам складывается, по мнению отечественных авторов,
из «слабости» психофизиологических механизмов (органического дефекта), особенностей развития
личности, а также провоцирующих факторов, вызывающих сильное психическое напряжение /25/.
Особое значение в отечественных и психодинамических концепциях невроза придается процессу
личностного развития. В качестве причинных факторов выделяют задержки психологического развития
на различных возрастных этапах. Например, в качестве личности, склонной к невротическим реакциям,
в психоанализе выделяют взрослого человека с «анальным характером». Личность с «анальным
характером» это человек, задержавшийся на анальной стадии развития личности по З. Фрейду и
устойчиво демонстрирующий свойственные этой стадии характеристики поведения (упрямство,
скупость, чрезмерная аккуратность). Возникающая в результате задержки на одном из этапов негибкая
стратегия поведенческих реакций на изменяющиеся социальные ситуации (поскольку репертуар реакций
оказывается ограниченным) и приводит к невротизации развитию какого-либо невроза.
Другим причинным фактором невроза считают «психическую травму», тяжелую соматическую
болезнь, эмоциональную депривацию в процессе общения со значимыми людьми (в первую очередь
родителями, если речь идет о ребенке).
Критическими возрастами,
предрасполагающими к развитию невротических реакций и
неврозов, является период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера
личности, и период 11-14
лет, когда активно развивается идеаторная (имеющая отношение к идеям,
когнитивная) сфера личности /47/.
Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны непосредственность и
неустойчивость эмоциональных реакций, их быстрая смена, преимущественный интерес к текущим
событиям и недостаточная оценка будущего. Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает
психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная
отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в
больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития. В дальнейшем эта задержка
приведет к развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости, непосредственности
реагирования на внешние события и, соответственно, к трудностям адаптации, к снижению
способности адекватной оценки ситуации и построения планов на будущее.
На этапе развития идеаторной сферы личности сознание ребенка обогащается различными
понятиями, развивается способность к умозаключениям, к построению долгосрочных планов действий.
Подросток начинает самостоятельно мыслить, подвергать обсуждению те или иные факты, вскрывать
закономерности социальной жизни. При возникновении психотравмирующих ситуаций в этом возрасте
(11-14 лет) может снижаться интерес к окружающему, наблюдаться подавление эмоциональной связи с
происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей, идеи
становятся оторванными от реальности. Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим рано
|