не от ситуации и поведения ребенка.
Неконгруэнтность общения несоответствие слов родителей интонации и мимике (часто
встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка).
Для противоречивого стиля воспитания также характерна постоянная, не зависящая от
содержания ситуаций смена воспитательных тактик или наличие разных воспитательных тактик у
разных членов семьи.
Общим результатом перечисленных воспитательных тактик становится формирование
напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных
процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.
Неустранимым недостатком как отечественной, так и психодинамической концепций невроза
является то, что отклонения в процессе личностного развития с равной долей вероятности приводят не
только к неврозам или психопатиям, а могут служить и одним из факторов развития аддиктивных,
психосоматических, когнитивных, (суб-) психотических и многих других психических расстройств. При
этом многие симптомы невротического расстройства в той или иной степени включаются и в другие
самостоятельные болезни (например, неврозоподобная шизофрения).
Трудности в четком разделении специфической симптоматики перечисленных нарушений,
условность выделения невротических расстройств, множественность причинных факторов для одного и
того же нарушения, неоднозначное использование понятия невроза разными психологами и
психиатрами, невозможность выделить специфическую невротическую характеристику, отделяющую
невроз от других психических нарушений, в конечном итоге привело к отказу от использования этого
термина в современной клинико-психологической практике.
В современной клинической психологии вместо термина «невроз» принято говорить о связанных
со стрессом расстройствах, которые по традиции называют «невротическими». Употребление термина
«невротические расстройства»
вместо термина «невроз» освобождает нас от необходимости
подгонять симптомы нарушений под какие-то иные строго определенные причинные факторы, кроме
стресса (психической травмы). Невротические расстройства скорее выступают не «пограничными» по
отношению к психозам, а являются отражением некоторых общих закономерностей изменения
психической деятельности личности под влиянием стрессовых факторов.
К невротическим расстройствам сегодня относят:
фобические расстройства;
тревожные расстройства;
навязчивости (обсессивно-компульсивное расстройство);
острую реакцию на стресс;
посттравматическое стрессовое расстройство;
расстройства приспособительных реакций (адаптации);
диссоциативные (конверсионные) расстройства;
соматоформные расстройства;
неврастению;
синдром деперсонализации.
Несомненно, что понятие невроза окончательно не выйдет из употребления, поскольку с ним
связан обширный объем психологической и медицинской литературы, кроме того, оно широко
используется в обыденной речи.
Следует отличать понятие пограничных психических расстройств в отечественной клинической
психологии от созвучного термина «пограничный тип эмоционально неустойчивого расстройства
личности (пограничное расстройство личности)», который принят в международной классификации
психических расстройств и нарушений поведения. Под пограничным расстройством личности
понимается тотальная неспособность человека к установлению стабильных межличностных отношений,
устойчивого образа «Я», поддержанию устойчивого позитивного эмоционального баланса. Оно
получило такое название, поскольку по своим проявлениям занимает промежуточное место между
невротическими и психотическими изменениями в личности. При пограничном личностном
расстройстве отмечаются нарушения самостоятельности, аффективного контроля, а также развиваются
чрезвычайно сильные отношения привязанности. Более подробно это нарушение описывается в разделе
|