Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
123
определить, что же ее беспокоит. Ей сказали, что она может попробовать выполнить свой план,
если действительно заинтересована в этом, и девушка ответила, что .сначала хотела бы
получить психологическую интерпретацию краткого описания своей жизни.
На следующий день ее подробно расспросили. Вкратце наиболее важные данные,
полученные при этом интервью, можно свести к следующему.
1. Единственный ребенок в семье, для родителей она была идолом, как и они для нее; их
семья казалась одной из самых счастливых на земле.
2. Ее учеба и отношения в колледже были отличными до прошлого месяца, когда ее учеба
начала серьезно страдать из-за внезапно появившегося «беспокойства», «тревоги», «страха»,
чувства того, что она «несчастна» и «ужасной депрессии», причину которых она понять пока не
смогла.
3. Недавно она ознакомилась кое с какой психоаналитической литературой и обнаружила,
что предмет «символизма» показался ей «интересным и любопытным», но «глупым»,
«бессмысленным» и «не имеющим конкретной ценности». Когда ее спросили, какие именно
работы она прочла по этому вопросу, девушка ответила: «О, я просто перелистала множество
книг и журналов в библиотеке, но единственное, что меня заинтересовало, это символизм».
4. После того как она прочитала о символизме, у нее появилась привычка «чиркать
чем-нибудь по бумаге», «чертить, рисовать что-нибудь», «рисовать на бумаге картинки и
линии», в то время когда она говорила по телефону, сидела в кресле или просто бездельничала.
Обычно она проделывала это, не замечая, что делает, и считала просто признаком нервозности,
желания действовать; что же это могло быть на самом деле, она не знала. Девушка добавила,
что эта «нервная» привычка вызывала у нее неприятные ощущения, потому что она пачкала
стены телефонных будок, скатерти на столах в ресторанах, чистую бумагу в блокнотах и
тетрадях (во время интервью пациентка весьма наглядно и убедительно демонстрировала свою
«привычку», и было очевидно, что она не сознает того, что она делает). Только при завершении
интервью она заметила свое «чириканье» и сказала: «Ну, я думаю, что показала вам свою
нервозность лучше, чем рассказывала о ней».
5. Единственной личной проблемой, которая беспокоила пациентку, это осознание того,
что трехлетнее пребывание в колледже постепенно отдаляло ее от самой близкой подруги
детства, несмотря на то, что по субботам и воскресеньям та бывала в ее доме. Пациентка
чувствовала себя «покинутой» и «обиженной» в этом отношении, и в течение предыдущих
нескольких недель это чувство возросло настолько, что превратилось в «неуправляемое чувство
обиды» из-за потери подруги. Это чувство обиды не уменьшалось даже от ее понимания того,
что с этим ничего нельзя поделать из-за все большего расхождения их интересов.
Рассказав свою историю (в манере, характерной для невротических пациентов, которые
рассказывают больше, чем знают), она спросила, возможно ли зафиксировать с помощью
автоматической записи факты, которые имеют прямое отношение к ее проблеме, если «таковая
вообще имеется». Она полагала, что, прочитав и поняв впоследствии свою автоматическую
запись, сможет таким образом осознать и понять то, что беспокоит ее в последнее время. Она
также хотела знать, уверен ли экспериментатор, что ее бессознательное будет функционировать
таким образом, чтобы дать нужный, понятный результат.
В ответ на эти тревожные вопросы ей уверенно сказали, что она сможет все сделать точно
так, как хочет. Потом ей был дан целый ряд повторяющихся, тщательно сформулированных
внушений в мягкой, настойчивой и не привлекающей внимание манере (с целью индукции
пассивно воспринимаемого состояния, которое развивается в самом начале легкого
гипнотического транса), для того чтобы:
1. Время, оставшееся до следующей встречи, ее бессознательное потратило на просмотр и
организацию всего материала.
2. Ее бессознательное решило вопрос о методе и средстве связи. Оно должно было
выбрать какой-то понятный, ощутимый способ, с помощью которого можно общаться с
экспериментатором и который понятен самой пациентке, так, чтобы не возникало ни сомнений,
ни противоречий.
Поскольку она сама предложила автоматическое письмо, нужно было приготовить
карандаши и бумагу, чтобы у нее была возможность использовать этот способ в той же
|