Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
124
абстрактной манере, в которой она делала свои рисунки во время интервью. Читателю следует
помнить, что это внушение фактически состояло из одной косвенной команды сознательно
повторить свои рисунки. Это было сделано по той причине, что автоматическое письмо трудно
бывает закрепить при первых же попытках.
Следовало ожидать, что это поможет нашей пациентке, у которой можно было
предположить подсознательное нежелание знать какие-то определенные факты, в то время, как
ее сознание стремилось узнать их.
3. В период до следующей встречи она должна была занять свой ум учебой, чтением
легкой\удожественной литературы и общественной деятельностью, что могло бы дать ей
безобидные темы, на которые она могла бы сознательно беседовать. Таким образом, во время
второго сеанса, все, что связано с ее проблемой, будет полностью подчинено подсознательному
автоматическому поведению (в данном случае рисованию) и не станет частью ее
сознательной речи.
В конце беседы пациентка казалась смущенной и неуверенной относительно данной ей
инструкции. Она несколько раз пыталась собрать листы бумаги, на которых «нервно что-то
написала», снова умоляла дать ей какие-то гарантии успеха и, когда ее опять уверили в этом,
быстро вышла из кабинета.
Просмотр и изучение ее рисунков после того, как она ушла, показал, что некоторые
фигуры и линии в них повторяются снова и снова, хотя и в другом размере. Мы увидели
длинные и короткие линии, вертикальные и горизонтальные. Некоторые из них были тонкими,
другие толстыми и сильно заштрихованными. Здесь были спирали, цилиндры, треугольники,
квадраты и прямоугольники с различными пропорциями, одни из них были нарисованы
тонкими линиями, другие толстыми, жирными. Когда она делала эти рисунки, никакой связи
и последовательности не замечали. Их особенность состояла в том, что каждая фигура была
нарисована как изолированная единица, они не накладывались друг на друга и не переходили
одна в другую.
Последующее изучение ее конспектов с записями лекций показало, что в последующие
недели «нервические записи» получили неожиданное развитие. В этих тетрадях, страница за
страницей, мы видели одни и те же ограниченные типы рисунков и линий, начерченных
одинаково бессвязно и запутанно.
Когда пациентка снова появилась в кабинете, она сразу же отметила, что внушения,
данные ей накануне, оказались эффективными, так как она вообще не думала о себе, уйдя
отсюда. Она даже настолько утратила осознанный интерес к своей проблеме, что вернулась
сюда, лишь чувствуя себя обязанной прийти на встречу с экспериментатором. Она также
сказала, что прочла последний роман и готова подробно рассказать всю историю, весело
заметив, что для экспериментатора это очень легкий путь знакомства с литературными
новинками.
Ей сказали, что она может тотчас же начать рассказ, и предложили сесть на стул,
поставленный таким образом, чтобы правая рука пациентки опиралась на стол вблизи от
карандаша и блокнота, в то время как экспериментатор занял место против нее по диагонали.
Таким образом, хотя лицо девушки не было обращено к блокноту, он находился в диапазоне ее
периферического зрения.
Вскоре после того как пациентка начала рассказывать историю, изложенную в книге, она
рассеянно взяла в руки карандаш и начала усердно, напряженно повторять на верхней половине
листа рисунки, сделанные во время предыдущей встречи, иногда рассеянно поглядывая на свои
«произведения». Как и прежде, никакой определенной связи между рисунками не замечалось,
но на втором рисунке некоторые элементы явно дублировались.
Закончив рисовать, девушка стала заметно путаться в своей речи, и было видно, что она
так держала карандаш, будто хотела положить его на стол, но в конце концов не смогла этого
сделать. Здесь ее подбодрили настойчивым, произнесенным вполголоса внушением:
«Продолжайте, рассказывайте дальше, все нормально, продолжайте, дальше, дальше!».
Она сразу же заметила: «Да, я знаю, где я нахожусь. Я просто на минуту потеряла нить
рассказа», и продолжила свой рассказ.
В то же время ее рука снова схватилась за карандаш. Она перевернула блокнот так, чтобы
|