Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
126
говоря вашими словами, это вам все скажет?».
Очевидно в ответ на ее собственный вопрос ее рука сделала знак «да», а потом опустила
карандаш, что могло бы означать завершение задачи. Не ожидая ответа, она добавила:
«Смешно! Хотя я знаю, что этот рисунок чепуха, я знаю также, что он имеет какое-то
значение, поскольку именно сейчас у меня появилось желание дать вам что-нибудь; хотя я
знаю, что это глупо, я отдам вам ее, поскольку все это связано вот с ним». Указывая на
заштрихованный треугольник, она вынула из кармана коробку спичек с рекламой местного
отеля и бросила ее на стол.
Затем взглянула на часы, заявила, что ей пора уходить, и, кажется, была в легкой панике.
После недолгих уговоров она согласилась ответить на несколько вопросов о том, что могла бы
означать эта картинка. Девушка взглянула на рисунок и предложила несколько комментариев,
развить которые не захотела:
«Две картинки в рамках, большая (указывает на четырехугольник) и маленькая (указывает
на квадрат) с разломанным углом». Указывая на рисунки в квадрате, она сказала: «Они все
соединены, и эти соединения происходят через маленький треугольник (указывает на
небольшой треугольник), а это (показывает на цилиндр) сигарета. У нас в семье все курят,
может быть, это те спички, которые я дала отцу. Но в целом вся вещь не имеет никакого
смысла. Только психиатр может из нее что-то понять». Сказав это, она бросилась вон из
кабинета и вернулась, чтобы спросить: «Когда мне к вам прийти снова?». Ей ответили:
«Приходите, как только вам захочется что-нибудь узнать». Девушка быстро ушла. Никаких
комментариев относительно отдельных рисунков она не сделала и, казалось, просто не замечала
их.
Через три недели она неожиданно появилась в моем кабинете и сообщила, что у нее
наметились кое-какие успехи. Она заявила, что, очевидно, ее рисунки все-таки что-то означали,
так как в ее чувствах появились значительные изменения. Она больше не испытывала
беспокойства и депрессии, хотя «ощущала иногда сильный ужас перед чем-то, как будто я
споткнулась обо что-то и упаду; у меня такое ощущение, что я обнаружу что-то ужасное для
себя». Немного поколебавшись, она добавила: «У меня такое чувство, будто я скоро узнаю
то, что мне уже известно, но я не знаю, что мне это известно. Это звучит ужасно глупо, но
больше я ничего не могу сказать. Я действительно боюсь узнать все об этом. Это связано со
спичками». Она вручила экспериментатору вторую коробку со спичками, очень похожую на
первую. «Вчера вечером мы с родителями обедали в отеле, и именно там спички попали ко мне.
Прошлым вечером я увидела на столе в библиотеке вторую коробку, но это именно те, что я
взяла в отеле».
Все другие реплики носили случайный характер, ничего нового узнать не удалось.
Девушка быстро ушла, и было видно, что она весьма смущена и чувствует себя довольно
неловко.
Через две недели она неожиданно снова пришла, заявив, как и раньше, что в ее
самочувствии заметно значительное улучшение. Пациентка объяснила, что за это время у нее
появилась абсолютная уверенность в том, что ее рисунки имеют важное значение. «На этой
картинке вся история, которую нужно прочесть, и мне ужасно любопытно, что же это такое».
Она попросила рисунок, чтобы взглянуть на него, и, внимательно рассмотрев его,
заметила: «Ну, здесь какая-то смесь чепухи. И все же я знаю, что здесь вся история. Не знаю,
почему я так говорю, однако я уверена, что мое подсознательное многое знает, но не говорит
мне. У меня ощущение, что оно ждет, когда мое сознательное мышление приготовится принять
удар на себя. И мне так любопытно все это узнать, что я не возражаю против удара».
На вопрос, когда она поняла это, пациентка ответила: «Я думаю, не так давно». Потом она
стала эмоционально беспокойной и начала настаивать на том, чтобы сменить тему разговора.
Неделю спустя она пришла сказать, что договорилась пообедать с подругой детства в том
же отеле сегодня вечером, и эта встреча вызывает у нее очень печальные чувства. Она
объяснила: «Мне страшно видеть, как ломается наша дружба и как мы плывем в разные
стороны. И мне не нравится мое отношение к Джейн. Понимаете, Джейн моложе меня на год, а
у нее есть приятель, и они, кажется, очень любят друг друга. Она считает, что я знаю его, но не
называет его имени и вообще ничего о нем не говорит. Я так ревнива, что иногда ненавижу
|