Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
137
«следующий», а буквы «уо» оказались не обозначением слова «yes» (да) и «no» (нет), а
означали «я не знаю». Слово «no», написанное справа налево, означало «да» (этот частый при
автоматическом письме трюк подтверждает, что прочесть автоматическое письмо недостаточно
нужно еще наблюдать за процессом его написания. Следовательно, объективные записи
можно сделать только с применением киноаппарата). Браун так объяснила происхождение
обратной записи: «Дамон не знает вопроса. Дамон прочтет вопрос. Дамон считает, что
понимает. Эриксон увидит запись. У Эриксона не было реального ответа. Дамон тоже не знает.
Так Дамон не будет бояться». В этом отношении язык Браун очень похож на язык сновидений и
демонстрирует истинность высказываний Фрейда об использовании сгущений, обратного
смысла, двойственности значений в сновидениях.
Для сокращения использовались особые пометки карандашом: вертикальная черта
«да!», горизонтальная «нет», а наклонная черта «я не знаю». Так означало «первая часть
нет, вторая часть да», а имело противоположное значение. Подобным же образом означало
«первую часть я не знаю, вторую часть да» и т. д.
Кроме того, Браун прибегала к многочисленным кодам и знакам, часто очень сложным и
запутанным. Например, Браун спросили: «Можно ли получить какую-то информацию у
Дамон?». Медленно, явно колеблясь, Браун передвинула руку по листу бумаги, как бы в
поисках места для записей, потом перевернула лист и быстро написала: «Да». Так как этот
ответ противоречил предыдущим высказываниям, исследователь ответил: «Не понимаю», на
что получил замечание: «Тупица». «Почему?». Браун написала слово «видела». Пришлось
потратить много усилий на выяснение, пока она не перевернула бумагу, давая понять, что
вопрос тоже нужно перевернуть. Ее спросили: «На что вы тогда ответили словом да?» и
получили ответ: «Информацию можно получить от Браун».
В качестве шифра часто использовалась наклонная линия, которая произвольно
появлялась на бумаге и выглядела так, будто Браун хотела что-то записать, но не смогла
преодолеть какое-то препятствие. Эта линия была знаком ударения и обозначала, что слово,
которое, по мнению исследователя, было словом «consequent» (последовательный) а мисс
Браун подтвердила, что это правильно, оказалось французским словом «consquent» (значения
этих слов в английском и французском языках совпадают прим. ред.). Браун подтвердила это
предположение, а когда исследователь иронически заметил: «Ну и что вы думаете об этом?»
написала: «Тупица».
Мисс Браун использовала также запись на чистом листе бумаги, что означало переход к
новому аспекту проблемы: запись по предыдущей записи; широко разделенные между собой
различные части одного письменного ответа: точки, поставленные внутри фразы или отстоящие
далеко от нее; бросание карандаша или ластика в прямой связи с окончанием слова;
противоречивые ответы на один и тот же вопрос; подсчет букв в слове или слов в предложении
и получение различных итоговых сумм при пересчете; неправильное написание, чтобы
обратить внимание на какое-либо слово, и другие коды и шифры, многие из которых были
сначала не замечены или неправильно поняты.
Большое значение имело напряженное отношение Браун к исследованию. Она усиленно
утверждала, что ей одной известно содержание записи, что мисс Дамон его не знает и не может
знать из-за своего страха; что мисс Дамон нуждается в помощи, которую можно оказать путем,
известным только мисс Браун, и что задача исследователя прежде всего взять на себя
«ответственность» особого рода, что она поможет только в ответ на прямые и определенные
вопросы, которые может принимать или отклонять. Оказалось, что Браун постоянно сохраняет
защитное отношение к Дамон, требуя к ней особого отношения, укрывая, подбадривая ее,
отвлекая ее внимание, намеренно обманывая ее, принимая другие защитные меры.
Лучше всего позицию мисс Браун иллюстрируют следующие ее ответы: «Запись означает
многое, Б. (Браун) знает об этом все, Д. (Дамон) не знает, не может знать, боится, забыла уже
давно, Д. не помнит, потому что никогда не знала кое-чего об этом, она просто думает, что
знала, но она не знала. Б. боится сказать Д., Д. ужасно испугается, боится, плачет. Б. не
нравится, когда Д. боится, не позволяет ей пугаться, не дает ей чувствовать себя плохо. Б. не
может сказать Д., не скажет Д. Д. должна знать. Д. должна получить помощь. Б. нужно помочь.
Э. (Эриксон) спрашивает. Задайте верный вопрос, Б. даст Э. правильный ответ. Правильный
|