Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
197
Таким образом, он был подготовлен к вопросу о хирургическом вмешательстве без страха
и тревоги, но и с надеждой на то, что сохранит свое достоинство и поможет хирургу, и
вдохновлен желанием хорошо выполнить задачу, данную ему, т. е. «правильно сосчитать швы».
Поэтому не понадобилось никаких уговоров, не было необходимости делать дополнительные
внушения относительно свободы от боли.
К разочарованию Роберта, ему понадобилось только семь швов, но хирург упокоил его,
что материал для зашивания был новее и лучше, чем у его братьев и сестер, и что шрам будет
необычной S-образной формы, как буква, с которой начинается имя коллеги его отца. Таким
образом, малочисленность швов была вполне компенсирована.
Здесь может возникнуть вопрос, в какой же момент был использован гипноз; фактически,
гипноз начался с первого же предложения, обращенного к нему, и стал очевидным, когда он
отдал свое полное и неразделенное, заинтересованное и довольное внимание каждому из
последующих событий, которые представляли собой медицинское решение проблемы.
Ни разу ему не сказали неправды, ни разу его насильно не успокаивали таким образом,
который бы противоречил его собственным понятиям. Сначала была установлена общность
понятий с ним, а потом были рассмотрены и определены пункты жизненно важного интереса
для него в ситуации, которые либо удовлетворяли его, либо благоприятствовали его пониманию
их. Его роль во всей ситуации была ролью заинтересованного участника, и на каждую
внушенную ситуацию следовала адекватная реакция.
Другим примером может служить случай с воинственной двухлетней девчушкой в ее
кроватке, которая не хочет иметь дела ни с кем и готова сражаться за свое «правое» дело всю
оставшуюся свою жизнь. У нее есть любимая игрушка заяц. Когда к ней подошли и заметили
ее агрессивную манеру поведения, выпяченную челюсть, был сделан вызов: «Я не думаю, что
твой зайчик знает, как нужно спать?» «Зайчик знает, как», и битва началась. «Я не думаю, что
твой зайчик сможет лечь, положив голову на подушку, если даже ты ему покажешь, как это
нужно сделать».
«Зайчик сможет! Смотри!» «А закрыть глазки, вздохнуть и уснуть?» «Зайчик все может!»
Заявление делается с довольной определенностью; и Кристи и ее зайчик долго спят в
достаточно глубоком состоянии транса.
Весь метод в этом примере ничего больше, как встреча с ребенком на его собственном
индивидуальном уровне и внушение идей, на которые она может активно ответить и, таким
образом, участвовать в достижении общей цели, приемлемой для нее и для ее взрослого
соучастника.
Этот тип метода был использован много раз по той единственной причине, что первичная
задача в детской гипнотерапии это удовлетворение потребностей ребенка на данный момент.
Ими являются те, что ребенок может понять, и, если такая потребность удовлетворена, для
терапевта возникает возможность в свою очередь выполнить свои собственные обязательства.
Эти два рассказа были описаны довольно подробно, чтобы показать натуралистический
гипнотический подход к детям. Очень редко, если вообще когда-либо возникает необходимость
в формальном и ритуальном методе. Прекрасное воображение ребенка, его готовность, желание
и действительная потребность в новых желаниях, его желание понять и разделить деятельность
всего мироздания вокруг него и возможности, предлагаемые играми, все это служит для того,
чтобы он смог адекватно отреагировать на гипнотические внушения.
Хорошим гипнотическим методом является тот метод, который предлагает пациенту,
взрослый он или ребенок, возможность адекватно удовлетворять свои потребности в данный
момент, возможность правильно отреагировать на стимулы и идеи, а также возможность
испытать удовлетворение от новых знаний и своих достижений.
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ГИПНОЗА
«American journal of clinical hypnosis», 1958, No 1, pp. 3-8.
Натуралистический подход к проблеме индукции гипнотических трансов в
|