Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
254
от слушателя требуется определенное усилие, чтобы удержать свои губы и язык от движения и
не произносить слова за заику. Однако до сих пор никто не придумал способа заставить
слушателя двигать губами и языком и произносить слова за заику. Заика тоже не хочет, чтобы
это делал другой человек он даже сердится на это. Но этот, приходящий из опыта жизни
навык приобретается подсознательно и вызван стимулами, даже не предназначенными для
этого, но которые вводят в действие умственные процессы внутри слушателя на
непроизвольном уровне, часто неуправляемом, хотя хорошо известно, что это может вызвать
негодование со стороны заики. Классическая шутка в этой связи состоит в том, что заика,
подходя к незнакомому человеку, болезненно выговаривает просьбу показать дорогу.
Незнакомец показывает на свои уши и трясет отрицательно головой, а заика повторяет свой
вопрос другому прохожему, который показывает нужное направление. Затем второй прохожий
спрашивает у первого незнакомца, который показал, что он глухой, почему тот не ответил, и
слышит в ответ произнесенное с заиканием: «Я не хочу, чтобы мне оторвали голову!» Его ответ
красноречиво показывает, что он знает о своем собственном гневе, когда ему пытаются помочь
говорить или смеются над ним.
Однако, заика ни косвенно, ни прямо не просит другого человека, произносить за него
слова; слушатель знает, что это будет встречено с негодованием, и не хочет делать этого;
однако причиняющие страдания стимулы от слов, произнесенных с заиканием, возбуждают его
собственные, давно установившиеся модели речи. Так обстоит дело и со стимулами,
словесными и прочими, используемыми в процессе индукции, и никто не может предвидеть с
четкой уверенностью, как субъект использует эти стимулы. Можно назвать и указать
возможные пути поведения субъекта в соответствии с его навыками. Следовательно, важное
значение приобретают хорошо организованные, пространные, допустимые внушения, а
ритуальный традиционный метод, слепо и механически используемый, играет намного
меньшую роль в этом процессе.
В нескольких случаях автор книги имел возможность выполнить специальную работу с
пациентами с врожденной глухотой и теми, что приобрели глухоту на нервной почве. Одним из
них был мужчина, который приобрел глухоту на нервной почве после 30 лет, а другим
женщина, которая оглохла после 40 лет. Все эти люди умели читать по губам, хотя
большинство из них объясняли автору, что «чтение по губам» было «чтением лица», и все они
знали язык знаков. Чтобы доказать это, один из этих глухих пригласил автора послушать
воскресную проповедь священника с густой бородой и с помощью языка знаков переводил
проповедь, чтобы показать, что он может «читать по лицу», так как тогда автор понимал язык
знаков. Дальнейшие эксперименты с этим глухим мужчиной показали, что, если священник
говорил монотонным голосом или шепотом, то он не мог «читать по лицу».
С этими глухими был проведен эксперимент, в котором им объяснили, что ассистент
напишет на доске различные слова и что несколько студентов колледжа будут стоять лицом к
доске и молчаливо наблюдать за написанием, не делая никаких комментариев. Им также
объяснили, что по отдельности в кабинет будут приводить неизвестных и сажать их в кресло
лицом к ним, спиной к доске, и они будут сидеть лицом к ним, пока пишет ассистент. Им не
сказали, что неизвестные тоже глухие и могут читать по губам.
Глухие пациенты знали, что им нужно «читать по лицам», которые будут находиться
перед ними, и что они будут молча читать, что пишет ассистент, но один дополнительный факт
перед ними не раскрыли.
Прекрасным почерком, большими буквами ассистент написал слова с различным
количеством слогов. Только автор и ассистент знали, что слова были написаны так, что
образовывали по форме квадрат, алмаз, звезду и треугольник, размещая слова на
стратегических точках по углам геометрических фигур. Круг, последняя фигура, раньше был
написан на черной картонке и был повешен на доску. Этот круг был образован из самых
коротких слов, чтобы легче читать, а также, чтобы легче узнать рисунок.
Глухие пациенты сидели за барьером, достаточно высоким, чтобы скрыть их руки. Пока
ассистент писал, автор сидел так, чтобы он мог видеть только руки глухих пациентов. Автор не
видел доски и не знал порядка рисунков, и какие были слова. Но он знал, что список
возможных слов был составлен им и ассистентом, но понадобится только около трети из них, и
|