Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
38
автору с явной неохотой. Автор решил использовать этот душевный настрой, прибегнув к
методу путаницы, чтобы преодолеть противодействие испытуемой и быстро индуцировать у
нее состояние транса.
Когда она показалась из боковой двери на лекторском помосте, автор несколько
демонстративно поставил для нее стул. Она не дошла до стула шести футов, и ее встретили
вопросом: «Не сядете ли вы на этот стул вот здесь?» На слове «этот» автор подчеркнутым
движением положил руку на спинку стула, на слове «здесь» сделал жест правой рукой, будто
показывал на другой стул, стоящий рядом. Это вызвало у девушки секундное замешательство,
но она не остановилась и продолжала идти. Автор слегка двинул стул ей навстречу, при том
послышался короткий, но отчетливый звук, когда стул поскреб пол. Когда она подошла еще
ближе, стул двинули чуть в сторону от нее. Сразу, едва она это заметила, стул двинули назад на
дюйм или около этого, затем на дюйм вперед и к испытуемой.
Все это не оставалось ею незамеченным, потому что рука автора на спинке стула была
расположена так, что взгляд девушки был все время сосредоточен на ней.
Она подошла к стулу и, повернувшись, стала опускаться, чтобы сесть. Едва ноги ее
согнулись в коленях, стул с довольно резким звуком повернули на дюйм. Она заморгала на
мгновенье, повернулась взглянуть, что со стулом, и в это время автор взял ее за правый локоть,
отвел его немного в сторону и подал чуть вперед. Девушка оглянулась в ответ, автор отпустил
локоть, взял ее за руку у кисти и сделал ею движение вверх и вниз. Когда испытуемая перевела
взгляд с локтя на кисть руки, ей спокойно сказали: «Садитесь удобно на этот стул и, когда
усядетесь, закройте глаза и погрузитесь в глубокий транс. Продолжая сидеть, спите все крепче
и крепче гипнотическим сном». Когда она села на стул, автор добавил: «А теперь вы можете
сделать глубокий вдох, и я продолжу свою лекцию». После этого, не тратя времени на
тренировку, автор продемонстрировал на испытуемой гипноз в сомнамбулической стадии, а
также многие другие явления глубокого гипноза. Примерно через час девушку вывели из
транса.
В момент пробуждения были воссозданы обстоятельства первоначальной реальной
обстановки, поскольку она лежит в основе этого метода овладения. Автор взял девушку за
запястье, как в момент наведения транса. Поэтому, проснувшись, испытуемая оказалась в
первоначальном состоянии душевного смятения, которое было прервано быстрым развитием
глубокого транса. О том, что происходило с ней в течение часа, она совершенно не помнила,
это подтвердилось ее словами: «Вы меня совсем сбили с толку и я не знаю, что делать. Ну, вот я
села, а что вы хотите, чтобы я сделала рукой?» На это последовал ответ: «Хотите испытать на
себе гипноз?» Она сказала: «Не знаю. Я не уверена. Я даже не знаю, можно ли меня
загипнотизировать. Я думаю, что это возможно. Если вы этого хотите, я не возражаю». Она не
понимала, что уже побывала в состоянии транса и что прошел целый час. Эта амнезия
устойчиво сохранялась.
Испытуемую спросили, что она имеет в виду, говоря, что ее сбили с толку. «Ну, когда я
пришла сюда, вы предложили мне сесть на этот стул. А потом стали дергать его то туда, то
сюда. Потом вы взяли меня за локоть, и не успела я понять, чего вы от меня хотите, стали
двигать моей рукой, и я, конечно, сбита с толку. Так что от меня требуется?»
Из этих слов испытуемой со всей очевидностью проступает смысл метода путаницы,
независимо от того, на чем он строится: на прямых внушениях, с помощью которых от
испытуемого добиваются равнонаправленных и противоречивых реакций, или, как в этом
случае, на использовании разных аспектов реальной обстановки. Смысл в том, что человек
испытывает острую и настоятельную потребность внести ясность в запутанные обстоятельства.
Поэтому предложение погрузиться в состояние транса, как нечто ясное и определенное,
принимается с готовностью и действует соответственно. В нашем случае девушка сразу
получила указания: «Садитесь!», «Закройте глаза», «Спите крепко». Эти указания наводили
порядок в той путанице, которая на нее обрушилась.
В этом случае (как и во многих других случаях, когда прибегают к подобным методам)
реальные обстоятельства использовались таким образом, что испытуемая не могла решить для
себя, какой ответ от нее требуется. Это состояние породило все возрастающую потребность
как-то отреагировать. По мере усиления этого желания ей предоставляли возможность
|