Милтон Г. Эриксон: «Стратегия психотерапии»
57
Заключение
Было дано описание ряда лекций с демонстрацией опытов по гипнозу перед группой
медицинских работников общего профиля, перед группой врачей-стоматологов, перед группой
медиков-психологов в университете и медработниками государственной больницы, куда
приглашались и гости. В каждом примере возникала возможность провести естественный
вне-лабораторный эксперимент. В первом отчете были использованы добровольный объект,
объект, не верящий в то, что его можно загипнотизировать, и другой добровольный объект,
заинтересованный в гипнозе для себя.
Во всех трех случаях использовался «метод сюрприза», при котором были проведена
соответствующая подготовка с помощью тщательной разработки, основанной на обширном
объяснении метода «мой друг Джон».
Во втором примере «трудный объект» женщина была подготовлена и настроена на
демонстрацию опыта как бодрствующий объект, демонстрируя обычное осторожное поведение,
которое потом трансформировалось в гипнотическое благодаря «методу сюрприза», тем самым
раскрывая способность к гипнозу, в которую она уже не верила.
Третий пример это совершенно неожиданное наведение транса у желающего, но
сомневающегося объекта, который этого совсем не ожидал. Состояние транса возникло в ответ
на многозначительное внушение, которому пришлось дать значение из своего собственного
опыта.
Четвертым примером был естественный, внелабораторный опыт, в котором был
использован «метод сюрприза», основанный на минимальных «ключах», не распознанных
аудиторией и будущими объектами эксперимента. В результате две девушки оказались в
сомнамбулической стадии гипноза, причем ни в состоянии транса, ни при пробуждении, они не
могли объяснить, как вошли в гипнотическое состояние. Этого не смогли сделать и слушатели.
Повторное прослушивание магнитофонной записи позволило сначала объектам гипноза, а
потом и слушателям найти минимальные «ключи», которые не были ими замечены ранее,
несмотря на пристальное внимание во время всего процесса индукции.
Во всех примерах автор старается указать на вероятные психологические механизмы
формирования гипнотических реакций и проиллюстрировать их естественными
внелабораторными экспериментами.
Короче говоря, в любом сеансе гипноза нужно уделять пристальное внимание
психологическим проявлениям и минимальным «ключам».
МЕТОД ПУТАНИЦЫ В ГИПНОЗЕ
«American journal of clinical hypnosis», 1964, No 8, pp. 163-207.
Автора неоднократно просили опубликовать в печати отчет о методе путаницы, который
он разработал и использовал в течение многих лет, включая описание этого метода, его
определение, иллюстративные примеры, различные наблюдения, его применение и сделанные с
его помощью открытия. Прежде всего, это вербальный метод, хотя в целях путаницы можно
использовать и пантомиму. Он основан на игре слов, один из примеров которого легко может
понять читатель, но не слушатель; например: write (писать), right (правильно), right (справа).
Если с полной серьезностью произнести эту фразу внимательному слушателю, он попытается
понять ее значение, и прежде чем он откажется от этой задачи, можно сделать другое
заявление, чтобы удержать, зафиксировать его внимание. Это игру слов можно показать на
другом примере: вы говорите, что человек в результате несчастного случая потерял левую руку,
и теперь его правая рука является также и левой. Таким образом, два слова с
противоположными значениями правильно соотнесены с описанием одного предмета (в данном
случае оставшейся руки). Или вы заявляете, что «настоящее» и «прошлое» можно объединить
в одном предложении: «То, что сейчас будет, вскоре станет было, даже если это было
|