Удовольствие от самовыражения не зависит от реагирования окружающих; самовыражение приятно
само по себе. Мне хотелось бы попросить читателя подумать о том удовольствии, которое он или она
испытывают при танце, чтобы понять, насколько удовольствие от самовыражения не зависит от
реакции окружающих.
Хотя нельзя сказать, что положительный отклик на чье-либо самовыражение не ценен. Наше
удовольствие повышается или понижается реакцией окружающих. Однако оно не создается этой
реакцией. Человек не думает о других, когда душа поет, хотя эта его деятельность является
самовыражающей и доставляющей удовольствие.
Пение, естественно, самовыражающее действие, как и танцы. Но оно теряет что-то из своих
качеств, когда становится представлением, т. е. когда недостает какого-то спонтанного импульса пения.
Можно получить удовлетворение его от представления, но когда элемент спонтанности низкий, то
удовольствие пропорционально снижается. К счастью, такой спектакль не будет вдохновляющим и для
слушателей и поэтому не будет повторяться. То же самое справедливо для танцев, речи, письма,
приготовления пищи и любой другой деятельности. Испытанием для артиста является поддерживание
высокого уровня представления без потери ощущения спонтанности в действиях, что дает жизнь и
удовольствие его деятельности.
В ситуациях, когда человек может быть открыто спонтанным, не обдумывая сознательно свое
выражение, переживание удовольствия очень высоко. Такое качество присуще играм детей. В
большинстве наших действий имеется смесь спонтанности и контроля, контроль служит для того, чтобы
придать нашим действиям более отчетливый фокус и больший эффект. Когда контроль и спонтанность
гармонируют друг с другом, так что каждый больше дополняет, чем мешает другому, удовольствие
максимальное. В таких действиях эго и тело работают вместе, чтобы создать тот уровень координации в
движении, который можно охарактеризовать только как грациозность.
Мы получаем удовольствие от красоты нашего тела, потому что оно отражает, кто мы есть. Нам
нравится человек с красивыми волосами, блестящими глазами, белыми зубами, со свежим цветом лица,
с хорошей осанкой, приятными манерами и так далее. Мы чувствуем, что это - источники удовольствия
для человека, но они могут быть таковыми и для нас. В биоэнергетике тезисом является то, что здоровье
и жизнеспособность тела отражаются во внешности. Красота и доброта сочетаются.
Спонтанность есть функция подвижности тела. Живое тело никогда не бывает полностью на
отдыхе, даже во сне. Конечно, жизненные функции никогда не останавливаются, и к тому же существует
множество непроизвольных движений, которые происходят во сне. Они наиболее часты, когда мы
бодрствуем и действуем. Они варьируют по качеству и степени возбуждения. Известно, что дети могут
стать настолько возбужденными, что в буквальном смысле подпрыгивают. У взрослых эти
непроизвольные движения составляют основу наших жестов, выражения лица и других действий тела.
Обычно мы не осознаем эту деятельность, которая выражает нас даже больше, чем наши сознательные
действия. Из этого следует, что чем больше подвижность тела, тем больше самовыражение.
Подвижность тела прямо соотносится с его энергетическим уровнем. Она берет энергию для
движения. Если уровень энергии низкий или подавленный, подвижность обязательно уменьшается.
Прямая линия соединяет энергию с самовыражением. Энергия > подвижность > чувство >
спонтанность > самовыражение. Эта последовательность также действует и в обратную сторону. Если
самовыражение человека заблокировано, его спонтанность снижена. Уменьшение спонтанности
понижает эмоционально-чувственный настрой, который, в свою очередь, понижает подвижность тела
и подавляет его энергетический уровень. Адольф Портманн, ведущий биолог, интересующийся
самовыражением животных, пришел к подобному заключению в своих работах: «Богатая внутренняя
жизнь ... в своем большинстве зависит от... той степени индивидуальности, которая идет рука об руку с
точным способом самовыражения».
Утверждение Портманна предполагает взаимосвязь трех элементов личности: внутренней жизни,
внешнего выражения и индивидуальности. Я изобразил каждый из них как угол в треугольнике,
который требует наличия всех трех элементов для поддержания своей формы (рис. 39).
|