можем направлять наше сознание на одну или другую часть тела по желанию. Мы делаем это,
сосредоточивая внимание на этой части. Например, я могу смотреть на свои ноги и представлять их,
шевелить ими и ощущать их кинестетически или позволить энергии и чувствам протекать в них, и в
любом случае они могут теплеть и дрожать. Только тогда я осознаю свои ноги живой и чувствующей
частью своего существа. Есть различные уровни сознания, которые требуют пояснения.
Я обсуждал это явление ранее в данной книге, показывая, как человек может направить
внимание на руку и таким образом увеличить заряд в ней. Точно так же, когда рука, нога или любая
другая часть тела становится энергетически заряженной, внимание переносится на эту часть и она
сознается. Увеличение заряда приводит эту часть в состояние напряжения, т. е. внимания. Это не
хроническое напряжение в зажатой или спазмированной мышце, а живое, позитивное состояние,
которое естественно может привести к реагированию или расслаблению. В мускулатуре оно называется
тенденцией или готовностью к действию. В пенисе это является условием выражения сексуальной
любви.
Хотя мы можем направлять наше внимание действием воли, а это подразумевает, что это имеет
некоторую степень контроля над течением энергии в теле, наибольшее количество времени наше
внимание занято внешними или внутренними событиями. Много раз я указывал, что в основном воля
является механизмом чрезвычайной ситуации. Если наши ответы спонтанны, то периферические части
тела, которые находятся в контакте с миром, должны быть относительно заряжены все время и
находиться в состоянии готовности к реагированию, т. е. когда мы просыпаемся, то обычно находимся в
относительном состоянии внимания или готовности. Другими словами, мы находимся в сознании.
Также следует, что зона нашего сознания пропорциональна тому, насколько заряжено тело, в то время
как степень сознания зависит от интенсивности заряда. Во сне, когда заряд оттекает с поверхности тела
зона внимания и сознания уменьшается до нуля. Это также случается, когда человек теряет сознание.
Я упомянул, что существуют уровни сознания. Сознание младенца находится на ином, более
низком уровне по сравнению с сознанием взрослого человека. У младенца большее осознание тела, чем
у взрослого, но оно менее определенно и менее совершенно. Младенец чувствителен к большему
количеству телесных ощущений, но меньше осознает специфические ощущения, такие как эмоции или
мысли. Сознание обостряется с ростом и развитием эго, которое само по себе является кристаллизацией
сознания. Поэтому я рассматриваю уровни сознания как смежные, имеющие общую границу с иерархией
личностных функций, как я описывал их раньше. Они показаны на диаграмме уровней сознания (рис.
46).
[Надписи (сверху - вниз): Само-сознание; Эго; Мысли, Принципы; Эмоции, Чувства; Ощущение
телесных процессов; Естественные и всеобщие процессы; Подъем уровней сознания.]
Рис. 46
Осознание процессов в теле является самым глубоким и широким уровнем сознания. Этими
процессами являются ритмическое дыхание, вибрирующее состояние мускулатуры, непроизвольные и
спонтанные действия, ощущения движения и пульсирующее расширение и сжатие кардиоваскулярной
системы. Мы в основном осознаем последнее только в состояниях сильного возбуждения или
мистицизма. Это уровень, на котором мы ощущаем наше отождествление с жизнью, природой и
космосом. У первобытных людей это сознание описывалось как мистическое соучастие, означающее
мистическую идентификацию с природой и всеобщими процессами. В крайнем случае человек теряет
|