ощущение своей уникальной индивидуальности, так как граница себя становится настолько
неопределенной, что более не существует отличий личности от окружающего. Это также уровень
инфантильного сознания, которое, однако, имеет противоположную от мистического сознания
направленность. Первое растет по направлению к дифференциации личности, в то время как последнее
движется к недифференцированной личности.
По-моему, следующий уровень сознания включает ощущение специфических эмоций. Совсем
маленький младенец не чувствует гнева, печали, испуга или счастья. Эти эмоции в некоторой степени
зависят от осознания внешнего мира. Например, гнев подразумевает прямую борьбу против
«враждебных» сил вне организма. Младенец будет бороться против ограничивающей силы, но его
действия будут случайными и ненаправленными. Ему не хватает сознательного контроля движений, и
он еще не чувствует природы внешних сил. Эмоции печали означают чувство потери, которое
маленький ребенок не может понять. Он плачет в ответ на состояние напряжения, возникающее от
болезненного состояния (голод, дискомфорт и так далее). Нельзя сказать, что он не ощущает потери;
младенец, плачем зовущий свою мать, плачет потому, что он потерял необходимую связь с матерью, но
пока он не рассматривает ее как внешний объект, ассоциирующийся с чувствами удовольствия, он не
будет чувствовать потерю.
Сознание раскрывается как бутон цветка так медленно, что человек не может постигнуть
изменение. Несмотря на это, наше сознание может различать ступени, которые мы можем описать в
ходе анализа. Память играет важную роль в функции сознания.
Когда ребенок начинает осознавать свои мысли или думать сознательно? Хотя я не могу дать
точный ответ на этот вопрос, но уверен, что существует время, когда эти аспекты функции сознания
начинают действовать. Мне кажется, что сознание мышления связано с использованием слов, по
крайней мере для большинства из нас. Но так как слова возникают при социальных взаимоотношениях и
используются при обмене информацией, то эта ступень сознания ассоциируется с ростом познания
социального мира. По мере увеличения этого мира собственное пространство человека несколько
уменьшается и позиция человека (эго, индивидуальность) становится более определенной.
Мышление, сознательное или объективное, дает подъем сознанию эго. Человек видит себя в этом
мире как сознательное действующее лицо, которое может выбирать поведение. Важным выбором
является, говорить правду или быть обманутым [роль обмана в формировании эго обсуждается в /6/, -
прим.]. Этот выбор означает, что сознание может поворачиваться другой стороной, чтобы осознать себя
в своем мышлении как объективный фактор. Проще говоря, человек может думать о своих
размышлениях. Это развитие создает двойственность, которая характеризует современное сознание.
Человек является как субъектом, так и объектом, он осознает себя и действующим лицом, и тем, над кем
производятся действия.
На уровне эго сознание двойственно, но не расщеплено. Расщепление имеет место, когда
сознание переступает пределы личности, давая подъем самосознанию. Это не то же самое, что
осознание себя, а патологическое состояние, когда сознание становится настолько сильно
сфокусированным на себе, что движение и выражение болезненны и затруднены. Такое состояние
сознания, нередкое при шизофрении, на мгновение может произойти с обычным человеком. Глубина
сосредоточения сужает сознание до точки, когда начинается риск его разрушения или увядания, что
особенно пугает.
Анализы, приведенные выше, делают ясной одну вещь: по мере поднятия к верхним уровням
сознание не расширяется, а сужается, что увеличивает его сосредоточенность и способность видеть
различие. С другой стороны, тогда как сознание углубляется, чтобы включить чувства, ощущения и
телесные процессы, создающие их, оно становится шире и более пространно. Чтобы подчеркнуть это
различие, буду использовать два очень общих термина - психическое и телесное сознание, - для того
чтобы представить вершину и основание треугольника соответственно.
У многих людей, особенно у тех, которых характеризуют как интеллектуалов, преобладает
умственное сознание. Они считают себя очень сознательными людьми и являются таковыми, но их
сознание ограничено и сужено - ограничено их мыслями и представлениями и сужено из-за того, что
они видят себя и весь мир только в рамках своих мыслей и образов. Они легко выражают свои мысли,
но испытывают сильные затруднения в распознавании или выражении своих чувств. Обычно они не
|