которая продолжала сохраняться вопреки очевидному успеху моей терапии с Райхом, сильно
уменьшилась, и мое состояние в кульминационный момент стало более удовлетворительным. Такая
динамика привела к пониманию, что наиболее эффективный подход к сексуальным сложностям
пациентов лежит в проработке их личностных проблем: проблем, обязательно включающих сексуальную
виновность и тревогу. Применявшееся Райхом фокусирование на сексуальности, хотя и было
теоретически обоснованным, но в общем провалилось и не дало результатов, которые могли бы устоять
перед условиями современной жизни.
Как аналитик Райх подчеркивал важность характерного анализа. Когда он лечил меня, этот
аспект терапии был отчасти преуменьшен. В дальнейшем он был снова уменьшен, когда характеро-
аналитическая вегетотерапия стала оргонной терапией. Хотя характеро-аналитическая работа требует
много времени и терпения, мне кажется, что она была совершенно необходима для достижения
основательного результата. Тогда я решил, что не имеет значения, сколько внимания мы уделяем работе
с мышечным напряжением, поскольку тщательный анализ привычного стиля жизни и поведения
человека заслуживает равного внимания. Я начал интенсивно изучать типы характеров, коррелирующих
психологическую и физическую динамику паттернов поведения. Эти данные были опубликованы в 1958
г. в книге под названием «Физическая динамика структуры характера» /7/. Хотя и не полностью
завершенная как краткое руководство по типам характера, она является основой всей работы по
характеру, проводимой в биоэнергетике.
Я закончил свою терапию с Пирракосом за несколько лет до этого, вполне удовлетворенный
своей работой. Однако если бы кто-нибудь спросил меня, решил ли я все свои проблемы, завершил ли
свой рост, использовал свой полный потенциал как личность, ослабил ли все свое мышечное
напряжение? Моим ответом все еще оставалось бы: «Нет». Наступает этап, когда человек больше не
чувствует необходимости или желания продолжать терапию и бросает это занятие. Если терапия была
успешной, человек чувствует свою полную ответственность за свое благополучие и продолжает рост.
Что-то в моей личности так или иначе всегда склоняло меня в этом направлении. Прекращение терапии
не означало, что я прекратил работать со своим телом. Я продолжал делать биоэнергетические
упражнения, которые я давал своим пациентам, как один, так и в группе. Я верю, что это обязательство
перед моим телом частично ответственно за тот факт, что в моей личности продолжало происходить
много позитивных изменений. Эти изменения в основном были вызваны глубоким пониманием самого
себя как в отношении моего прошлого, так и в отношении моего тела.
Сейчас прошло больше тридцати четырех лет, с тех пор как я встретил Райха, и больше тридцати
двух лет, как я начал терапию с ним. Я работал с пациентами более двадцати семи лет. Работа,
размышления и записи о моем личном опыте и опыте моих пациентов привели меня к выводу: Жизнь
человека - это жизнь его тела. Так как живой организм включает разум, дух и душу, то прожить жизнь
тела полно означает прожить разумно, духовно и душевно. Если мы несовершенны в этих аспектах
бытия, то это потому, что мы не полностью принадлежим нашему телу. Мы обращаемся с телом как с
инструментом или машиной. Мы знаем, что если оно ломается, мы попадаем в беду. Но то же самое
может быть сказано об автомобиле, от которого мы также зависим. Мы не идентифицируем себя со
своим телом; на самом деле мы предаем его, на что я указал в своей предыдущей книге /8/. Все наши
личностные трудности исходят из этого предательства, и я верю, что большинство наших социальных
проблем имеет похожее происхождение.
Биоэнергетика - это терапевтическая техника, помогающая человеку вернуться обратно к своему
телу и в полной степени насладиться своим телом. Это особое значение понятия тела включает в себя
сексуальность, которая является одной из основных функций, а также даже более важные функции:
дыхание, движение, чувственность и самовыражение. Человек, который не дышит глубоко, уменьшает
жизнь своего тела. Если он не двигается свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он не
чувствует полно, он сужает жизнь своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует
жизнь своего тела.
Правда, эти ограничения жизни не навязываются самим себе умышленно. Они развиваются как
средство выживания в домашнем окружении и культуре, которая отрицает ценность тела в пользу
власти, престижа и имущества. Тем не менее мы принимаем эти ограничения в нашей жизни и таким
образом предаем наши тела. В процессе развития мы также разрушаем естественное окружение нашего
|