поддерживаем наше равновесие, переступая с одной ноги на другую. Мы не делаем этого сознательно.
Если мы активно подключим сознание к этой деятельности, то мы далеко не уйдем. Примером может
послужить притча о сороконожке, которая пыталась решить, какую ногу двигать и в какой
последовательности. Бедное создание вообще не могло двигаться.
Равновесие подразумевает двойственность, как наличие двух ног, или полярность, как северный
и южный полюса магнита. Равновесие -это не статичное явление, потому что если бы оно было
таковым, движение было бы невозможно. Было бы невозможно ходить, если бы обе ноги были
одинаковы и двигались одновременно. Человек бы прыгал, а не ходил. Жизнь - это движение и в то же
время равновесие, или равновесие в движении. Это равновесие в движении достигается чередованием
возбуждения с одного полюса на другой, с левой ноги на правую и обратно, от вдоха к выдоху, от
растяжения к сжатию, от сознания дня к бессознательности ночи. Ритмичная деятельность тела является
единством, лежащим в основе всех двойственностей, которые мы осознаем.
В жизни не существует двойственности, которая бы не основывалась на единстве. И нет
единства без соответствующей двойственности. Эту концепцию двойственности и единства жизненных
процессов я унаследовал от Вильгельма Райха. Я расцениваю ее как величайший вклад в понимание как
человеческой личности, так и жизни. Он постулировал ее как принцип единства и противоположности
всех природных функций. Двойственные вещи всегда прямо противоположны.
Наш логический разум видит вещи только двойственными: как причину и следствие. Это
механическая позиция. Наш духовный разум, если можно использовать это определение, видит только
лежащее в основе единство. Это дает начало мистической позиции. Понимание парадокса единства и
двойственности является областью функционального мышления. Это требует нового сознания, не
мистического и не механического. А жизнь -это парадокс. Это огонь, который горит в воде, не на воде,
как горит масло, а как часть воды. Удивительно то, что мы не сгораем и не растворяемся в воде. Мне
кажется, что эту загадку никогда не удастся разрешить, по крайней мере, я так надеюсь. Тайны важны
для человека, потому что без них мы можем потерять свое чувство благоговения или, наконец, наше
уважение и почтение к самой жизни.
Функциональное мышление диалектично, и я использовал диалектические диаграммы в своей
работе, чтобы объяснить эти взаимоотношения. Еще на одной я покажу взаимоотношения между двумя
формами сознания.
Сознание всегда двойственно: умственное или телесное, мысли или чувства. Единство
существует только на уровне подсознательного или в телесных процессах за пределами восприятия. Как
мы можем знать о существовании единства, если мы не ощущаем его? Мы можем сделать вывод о его
существовании, мы можем интуитивно чувствовать взаимоотношения и смутно чувствовать единство,
потому что граница между сознанием и бессознательным - это не стена, а сумеречная зона. Во время
нашего ежедневного перехода через эту зону мы получаем много намеков на такое. Мистики, у которых
сознание легче расширяется в эту сумеречную зону, более, чем другие, понимают это.
Существует и другой путь ощутить единство. Рассудочное, или умственное, сознание и телесное
не только взаимодействуют друг с другом, но и соприкасаются и иногда сливаются. В пылу и волнении
слияния они сублиминируются и становятся единым сознанием, т. е. как сознанием, так и
бессознательным в одно и то же время (другой парадокс). В своей жизни я переживал ряд подобных
переходов. Ребенком я так волновался, наблюдая за игрой, что в какое-то мгновение не мог сказать,
сплю я или нет. Я должен был ущипнуть себя, чтобы понять это. И в сексе я испытал оргазм, который
привел меня в состояние полета, уничтожил мои границы и дал мне осознать мое неосознанное. Это
экстатические переживания. Они происходили со многими людьми. Когда они происходят, человек
«знает» и чувствует единство жизни.
Все-таки большую часть времени мы функционируем с двойственным сознанием. И нормально,
что экстаз может быть единственным экстраординарным переживанием, если это настоящий экстаз.
Однако мы находимся ближе к тому состоянию, когда сознание повышено и расширено. Две стрелы на
диалектической диаграмме подходят близко друг к другу (рис. 48).
|