умственного образа, новизна которого нас поражает. В отдельных случаях
образ этот, принимая пластические формы, возникает в виде особого
внутреннего голоса, напоминающего навязчивую идею, или даже в виде
сновидения или настоящей галлюцинации, происхождение которой обычно
лежит в сфере продуктов деятельности общего сознания. Когда личное
сознание ослабевает, как это мы наблюдаем во сне или в глубоком гипнозе, то
на сцену сознания выдвигается работа общего сознания, совершенно не
считающаяся ни со взглядами, ни с условиями деятельности личного сознания,
вследствие чего в сновидениях, как и в глубоком гипнозе, представляется
возможным все то, чего мы не можем даже и представить себе в сфере личного
сознания.
Таким образом, для выяснения способа внушения необходимо иметь ввиду
разделение нашей психической сферы на личное и общее сознание. Личное
сознание, или так называемое «я», при посредстве воли и внимания
обнаруживает существенное влияние на восприятие нами внешних
впечатлений; оно же регулирует течение наших представлений и определяет
выполнение наших произвольных действий. Все, что входит в сферу
психической деятельности при посредстве личного сознания, обычно
подвергается нами большей или меньшей критике и переработке, приводя к
развитию наших взглядов и убеждений.
Этот путь воздействия окружающей среды на наш психическую сферу может
быть назван путем «логического убеждения», так как конечным результатом
упомянутой переработки всегда является в нас убеждение: «мы убедились в
истине, мы убедились в пользе, мы убедились в неизбежности того или
другого», вот что мы внутренне можем сказать себе после того, как в нас
совершилась упомянутая переработка внешних впечатлений, воспринимаемых
при посредстве нашего личного сознания. Но независимо от того в нашу
психическую сферу, как мы уже говорили, могут входить разнородные
впечатления при отсутствии к ним какого-либо внимания, иначе говоря, в
состоянии рассеянности, когда волевое внимание поглощено какой-либо
работой. В таком случае внешние впечатления входят в психическую сферу
помимо нашего личного сознания и, следовательно, помимо нашего «я». Они
проникают в нашу психическую сферу уже не с парадного хода, а, если можно
так выразиться, с заднего крыльца, ведущего непосредственно во внутренние
покои нашей души. Это и есть то, что мы называем внушением.
Таким образом, внушение представляет собою непосредственное прививание
тех или других психических состояний от одного лица к другому. Иначе
говоря, внушение есть ничто иное, как вторжение в сознание или прививание к
нему посторонней идеи без прямого непосредственного участия в этом акте «я»
субъекта, вследствие чего последнее в большинстве случаев является или
совершенно, или почти безвластным его отринуть и изгнать из сферы сознания
даже при том условии, когда оно сознает его нелепость. Проникая в сознание
без активного участия «я» субъекта, внушение остается вне сферы личного
сознания, благодаря чему и все дальнейшие его последствия происходят без
контроля «я» и без соответственной задержки. Благодаря этому внушение
приводит к появлению той или другой навязчивой идеи, к осуществлению
положительных и отрицательных галлюцинаций, или же вызывает развитие
психически обусловленной судороги, контрактуры, паралича и т. п.
Вряд ли есть какая-либо возможность сомневаться в том, что внушение
относится именно к порядку тех воздействий на психическую сферу, которые
|