определенного ей знакомого задания, их легко могла бы приметить.
При этом нельзя не принять во внимание особой чуткости и наблюдательности
собак вообще, быть может значительно более выраженной, нежели у человека.
Словом, дело могло идти здесь о тех же явлениях, которые известны при
условиях опытов с так называемым отгадыванием мыслей при
соприкосновении индуктора с отгадчиком. Разница лишь в том, что при
последних опытах дело идет об улавливании движений с помощью осязания,
когда как при опытах с «мысленным» внушением дело сводилось бы к
улавливанию движений с помощью зрения.
Не отрицая допустимости такого объяснения, однако, нельзя забывать, что
этим путем нельзя объяснить обстоятельства, что собака Лорд не могла считать
более 9, а между тем, казалось бы, вполне естественно, что если бы собака в
этом случае руководилась едва улавливаемыми движениями головы, то она
должна бы считать таким же образом и далее 9, чего, однако, не происходило.
С другой стороны, приняв во внимание это объяснение, нельзя было бы понять,
каким образом собака Пикки, не имевшая возможности пользоваться
подобными знаками в форме не замечаемых самим экспериментатором
движений глав в том опыте, который производился с завязанными глазами
экспериментатора, тем не менее выполняла задание вполне удачно.
Необходимо при этом исключить и предположение о том, что в опыте с
внушением наброситься на чучело собака руководилась мимикой лица
индуктора, ибо тот же опыт был повторен спустя некоторое время таким
образом, что Дуров намеренно во время внушения искажал свое лицо
искусственной улыбкой, и, несмотря на это, опыт оказался вполне удачным,
ибо собака в точности выполнила внушаемое задание.
То, что все мои опыты были произведены по заданию, известному только мне
одному, некоторые же были произведены в отсутствие Дурова и других
сторонних лиц, должно быть, в свою очередь, учтено скептиками
соответственным образом.
1919
ВЗАИМОВНУШЕНИЕ, ВЗАИМОПОЛРАЖАНИЕ И ВЗАИМОИНДУКЦИЯ
КАК ОБЪЕДИНЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ.
(Публикуется по: Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной
психологии/Коллективная рефлексология. М.; Наука, 1994 г. с. 105-118).
В числе факторов объединяющего характера должны быть более подробно
выяснены такие, как взаимовнушение, взаимоподражание и взаимоиндукция.
По отношению к взаимовнушению все необходимое содержится в моей
специальной работе, и потому я не считаю нужным здесь вновьостанавливаться
на этом предмете. Ниже, однако, мы еще к нему вернемся.
Что касается подражания, то по этому предмету имеется уже довольно
обширная литература, которая представлена работами Михайловского, Тард а,
Росс и, Лебон а, Гарднера, Сигеле, Сидиса, моими, Вигуру и Жукельеи др.
Общий результат этих исследований сводится к тому, что уже собрание лиц в
толпу располагает к развитию взаимной заразы, что и приводит к объединению
их деятельности.
По Binet, производившему опыты над детьми, оказывается, что уже в силу
одного факта собрания детей в одну группу они становятся более
подверженными внушению.
По Вигуру и Жукелье, уже одно восприятие зевания вызывает у других
|