повторение того же акта. Рефлекс зевания наиболее заразительный. «Мы
присутствовали при подлинной эпидемии зевания, вызванной в омнибусе
одним фактом восприятия зевания одного из пассажиров». См.: Доклады к
конференциям Института по изучению мозга за 1919 и 1920 гг. // Вопросы
изучения и воспитания личности. Пг., 1920, ¹ 2.
Но возможно, помимо заразы, и непосредственное инду-цирование одной
личности другою, как то доказывают наши опыты с так называемым
мысленным внушением.
Дело идет в таком случае о таких формах воздействия в толпе, где отдельные
лица становятся как бы взаимными резонаторами одних по отношению к
другим.
Как известно, всякое движение, не возбуждающее противодействия в целях
обороны, возбуждает к подражанию, а это уже само по себе приводит к
объединению масс. Есть что-то, непосредственно заражающее в тех
движениях, которые являются для нас более или менее привычными и
выполнение которых не вызывает труда. Таковы, например, движения зевания,
смеха, танцев и т. п.
Тард много посвящает в своих трудах вопросам подражания, понимая под этим
термином не одно только индивидуальное подражание в форме так называемой
«психической» заразы, но и расширяя его до степени межклассового и
международного подражания. В сущности, дело сводится к объединяющему
значению взаимоотношений, устанавливающихся в каждом коллективе, ибо
коллектив не будет чем-то целым, коль скоро личность не воспримет общие
свойства коллектива, и с другой стороны, достижения одной личности, будучи
признаны общеполезными, не сделаются общими достижениями.
В этом именно заключается нивелирующее начало всякого более или менее
организованного коллектива: будет ли он представлять собою
профессиональное общество, народ или государство. Речь идет здесь вообще о
распространении индивидуальных достижений на весь коллектив путем
заимствования и усвоения их другими членами того же коллектива, а это
заимствование и усвоение происходит путем простой индукции, подражания,
внушения и убеждения.
Таким образом, роль указанных факторов в социальных условиях огромна, ибо
благодаря им устанавливается взаимоотношение между людьми и достигается
коллективное объединение, иначе говоря, благодаря им становится возможным
образование коллектива людей, или собирательной личности. Из этих факторов
наиболее ранним по развитию, если исключить индукцию, является
подражательность, свойственная, как мы знаем, и обширному классу
животных. Ее можно наблюдать у детей вскоре после их рождения и, очевидно,
с помощью ее устанавливаются первые социальные отношения дитяти. Когда
ребенок произносит первый подражательный звук, когда он улыбается в ответ
на улыбку матери, когда он повторяет виденное движение это начало его
социальности, а все это может быть обнаружено уже в первые недели и месяцы
жизни ребенка.
Подражание следует понимать вообще шире, нежели это принято думать.
Подражание может зависеть и от воспроизведения, и в этом случае оно может
быть рассматриваемо между прочим с точки зрения исторической
перспективы. «Манускрипт о республике Цицерона находят 2000 лет спустя
после того, как он был написан, его отпечатывают, им вдохновляются; мы
получаем посмертное подражание, которое не имело бы места, если бы
|