почти равносильно богоотступничеству.
Чтобы исцелить от бесоодержимости, порчи и кликушества, обычно прибегали
к религиозным воздействиям, а именно: отчитывали подобных «одержимых»
молитвами, произносили в церкви заклинания дьяволу поклониться богу и
оставить «одержимую», на что обыкновенно со стороны последней получался
или ряд кощунственных слов и движений, еще более резких, или новый
припадок с конвульсиями.
Если мы зайдем в современную психиатрическую больницу, то встретим там
больных под названием истеричных, или страдающих истеро-эпилепсией.
Болезненные проявления их совершенно сходны с теми проявлениями, какие
описаны у бесоодержимых с тою только разницею, что демон уже не
фигурирует в бреду больной. Но мы видим у больных ту же типичную «арку»,
когда истеричка выгибается в виде дуги так, что больная касается постели
только пятками и теменем, и контрактуру, проявляющуюся в верхних и
нижних конечностях.
Лечение здесь уже иного, конечно, рода, вместо заклинаний научная
терапия.
В прежние времена подобные случаи исцелялись силой внушения, связанной с
религиозным подъемом. В настоящее время они поддаются лечению
внушением же, производимым со стороны врача, умеющего вселить веру в
грядущее исцеление. Точно так же в начале нашей эры производилось
исцеление «сухоруких» и «расслабленных», иначе параличных и
«мнимоумерших». Есть полное основание утверждать, что под общим
названием сухоруких и расслабленных в древние времена понимались все
вообще параличные, в том числе и пораженные истерическим параличом рук
или ног, вообще, как известно, поддающиеся целительному внушению.
Секрет целительного внушения был известен также и многим лицам из
простого народа, в среде которого он передавался из уст в уста в течение веков
под видом знахарства, колдовства, заговоров и т. п. Особенно известны
заговоры крови знахарями.
Далее, в истории последних столетий известны так называемые магнетизеры,
заявлявшие обыкновенно об особой присущей им силе, часто именуемой
животным электричеством, и пользовавшиеся внушениями с корыстными для
себя целями. Сюда относится, например, Калиостро, подвизавшийся в конце
XVIII в., Месмер в начале XIX в. и Ган-зен в 70-х годах XIX в. Особой
популярностью и до сих пор пользуется имя Месмера, слава которого в Париже
дошла было до того, что он не успевал принимать всех обращавшихся к нему
больных. И чтобы освободить себя от притока неимущих пациентов, он
однажды заявил, что им заворожено растущее на улице дерево, к которому
должны были прикасаться бедняки, чтобы получить исцеление.
Парижская Академия, запрошенная по поводу происходивших явлений, будто
бы обусловленных особою флюиди-ческой силою и получивших название
месмеризма, не увидала ничего необыкновенного в достижениях Месмера,
приписав новые для того времени, оказавшиеся чудесными явления и
случавшиеся вместе с тем исцеления силе воображения. Месмер, потеряв с
этого времени всякий кредит в сферах, вынужден был покинуть Париж, и
удивлявшие публику явления не подверглись дальнейшему исследованию. Но
в 1841 г. английский доктор Бред, намеревавшийся было разоблачить проделки
подобного же гипнотизера в Женеве Лафонтена, присутствуя на его
магнетических сеансах, признал подлинность показываемых явлений и ввел
|