впервые в науку понятие об искусственно вызываемом сне, назвав самое
явление гипнотизмом (гипнос по-гречески сон).
Вполне естественно, что долго еще в умах ученых продолжалась
неуверенность в действительности «чудесных явлений», пока наконец во
второй половине 70-х годов истекшего столетия работами проф. Шарко над
явлениями гипноза истеричных и исследованиями проф. Бернгейма не было
установлено огромное научное значение внушения и гипнотических явлений.
Справедливость требует сказать, что еще лет за двадцать до этих научных
исследований д-р Льебо в Нанси (небольшой университетский город около
Парижа) уже ввел внушение в свою медицинскую практику, изложив свой
метод лечения в особой книге. Так возникло научное изучение и применение
во врачебной практике внушения и гипноза, оказывающие благодетельное
влияние на весьма многие нервные расстройства, особенно из числа тех,
которые относятся к так называемым общим неврозам, в частности к истерии.
Врачебное применение внушения в бодрственном состоянии осуществляется с
большою легкостью у некоторых лиц, особенно впечатлительных и
обладающих повышенной внушаемостью. Благодаря этому достаточно с ними
говорить повелительным тоном, чтобы вызывать у них этим путем и параличи,
и судороги, и другие нервные явления и таким же образом освобождать или
исцелять их от того и другого. Но чтобы внушаемое возымело свое действие,
необходимы и благоприятные к тому условия, и первым из них является вера в
грядущее исцеление со стороны самого больного. При данных условиях
последнее отражается соответственным подъемом энергии, а в этом
заключается залог успеха. Затем ввиду склонности человека преклоняться
перед всем таинственным при внушении могут иметь значение, с одной
стороны, соответственная обстановка, с другой те или иные приготовления
или приспособления. Так, например, Ventra, изучая вопрос о внушении, имел в
руках железную дугу, мнимо изображавшую магнит, не действовавшую
электрическую машину, двояковыпуклую Чечевицу и игральные карты, и ему
удавалось не только внушать мнимые мышечные, осязательные и зрительные
впечатления (например заставлять через линзу видеть на простой чистой
бумаге целые здания), но и излечивать неврастению, нервную рвоту и
приступы грудной жабы.
Наряду с внушением нередко действует и самовнушение, когда человек и сам
уверует в чудодейственную силу какого-либо средства. Так, путем
самовнушения объясняется, например, действие многих так называемых
симпатических средств, оказывающих нередко то или другое целительное
действие. Ferrarus, например, излечивал лихорадку с помощью бумажки, на
которой были начертаны два слова: «Против лихорадки», и больной должен
был каждый день отрывать по одной букве. Известны случаи целебного
свойства «хлебных пилюль», «невской воды», просто «наложения рук» и т. п.
И это объясняется тем, что у некоторых лиц благодаря их необычайной
внушемости по одному слову, произнесенному достаточно внушительным
тоном, можно производить все те превращения в параличных, хромых,
конвульсионерах и бесноватых, которыми так багата история древних и
особенно средних веков благодаря распространной в то время вере в бесовскую
силу. Поэтому у внушаемых лиц легко производить и исцеления теми или
другими безразличными по существу средствами.
Однако, следует иметь в виду, что, хотя внушаемость при некоторых условиях,
например в толпе и при соответствующей обстановке, может повышаться, все
|