же легкая внушаемость в бодрственном состоянии составляет исключение из
общего правила. В силу этого современная медицина пользуется для внушения
гипнотическим состояием, в котором, как показывает опыт, внушаемость
всегда повышается до значительной степени, причем делаемые в этом
состоянии внушения могут оказывать и оказывают соответствующее
воздействие и на послегипнотическое время, осуществляя нередко так
называемые чудесные исцеления.
Под гипнотическим состоянием, или, проще, гипнозом, понимают состояние,
близкое к сну и напоминающее в природе живых существ, с одной стороны,
так называемую мнимую смерть, или, лучше было бы сказать, «замирание»,
или, еще вернее, оцепенение, обнаруживающееся у всех вообще животных при
внезапных внешних воздействиях, а с другой стороны, всем известное
засыпание при нежных или слабых, но однообразных и длительных
раздражениях (например, журчание ручья, тиканье часов, шум мельничного
колеса и т. п.).
Дело в том, что после соответствующего излучения оказалось возможным
вызывать искусственно гипнотическое состояние как у животных, так и у
человека различными прие-мами. Наиболее употребительными для человека
приемами гипонотизации в настоящее время считаются, при условии полной
неподвижности гипнотизируемого, так называемые пассы в виде легких
поглаживаний руками гипнотизирующего врача по лицу и конечностям,
сосредоточива-ние его взора на блестящем предмете и словесное внушение,
состоявшее в прививании процесса засыпания словами: «Думайте о сне, веки
ваши тяжелеют, вы засыпаете» и пр. По прошествии нескольких минут таких
воздействий результат обыкновенно не замедляет выразиться развитием
гипнотического состояния той или другой глубины, начиная от состояния,
близкого к дремоте, до глубокого гипноза без возможности давать затем отчет
о всем испытанном, бывшем во время последнего. Это различие степени
гипноза зависит главным образом от свойств личности самого
гипнотизируемого, отчасти же и от искусства гипнотизирующего довести
гипноз до возможно большой глубины.
Когда усыпление достигнуто, врач делает соответствующие лечебные
внушения, действие которых рассчитано не только на время гипноза, но и, что
особенно важно, на после-гипнотическое состояние. Такого рода сеансы могут
быть повторяемы то или другое число раз по случаю и в зависимости от
внушаемости данного лица, стоящей, в свою очередь, в некоторой зависимости
от глубины гипноза.
Если гипноз глубок, то внушения могут быть воспринимаемы заснувшим
только от гипнотизирующего лица (так называемый раппорт), причем
загипнотизированный буквально становится как бы машиной, заводные ключи
от которой находятся в руках гипнотизатора. Это-то состояние и дает
возможность осуществлять в клиниках и даже в частной врачебной практике те
поразительные исцеления, которые практиковались жрецами, так называемыми
святыми и церковнослужителями вообще и которые ранее признавались за
чудеса, обусловленные будто бы особой сверхъестественной силой. Между тем
с развитием учения о гипнозе эти так называемые чудеса сделались прочным
достояние науки и осуществляются в клиниках врачами в виде исцеления от
параличей, судорог, слепоты и других расстройств, главным образом
истерического происхождения.
В целях пояснения примерами приведем лишь некоторые из многих случаев
|