близкое или родственное нормальному сну сам по себе уже составляет
благоприятное условие для внушения. Но опыт показывает нам, что не всегда
степень внушаемости идет рука об руку с глубиною сна. Есть очень глубокие
степени гипноза, как, например, летаргическая фаза Charcot, которые
совершенно недоступны внушению. Напротив того, в других случаях уже
слабые степени гипноза отличаются необычайною внушаемостью.
Известно также, что и обыкновенный сон большею частью не составляет
благоприятного условия для внушения, хотя в некоторых состояниях
естественного сна имеются условия, столь же благоприятные для внушения,
как и в гипнозе.
Отсюда ясно, что степень внушаемости определяется не самим гипнозом или
сном, а тем особым состоянием сознания или психической деятельности,
которое мы имеем в гипнозе, а иногда и в обыкновенном сне.
Эти условия, благоприятствующие внушению в гипнозе, заключаются в том,
что при изменении нормального сознания, выражающемся большим или
меньшим засыпанием «я» и не исключающем общения с внешним миром или,
по крайней мере, не исключающем общения с гипнотизером, производимые
последним внушения входят в психическую сферу непосредственно и
независимо от личного сознания гипнотизируемого субъекта, иначе говоря,
помимо его «я». Закрепляясь в тех глубинах души, которые нередко называли и
называют бессознательными или подсознательными и которые правильнее
называть сферой общего сознания, эти внушения впоследствии входят сами
собой в сферу личного сознания и, не будучи распознанными, как посторонние
внушения, так как первоисточник их для личного сознания остается скрытым,
подчиняют себе личное сознание в более или менее значительной мере.
Таким образом, вся сущность гипнотических внушений заключается в том, что
у загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, в силу чего
внушения и действуют на него столь подавляющим образом.
Не подлежит однако сомнению, что состояние пассивности представляет
собою лишь одно из благоприятнейших условий для введения внушения в
бессознательную сферу. Оно составляет лишь подходящую обстановку для
внушения, устраняя в большей или меньшей мере вмешательство личного
сознания. Так как, однако, это состояние пассивности ничуть не идет рука об
руку с глубиною сна, а зависит в значительной степени также от
индивидуальных условий, то отсюда очевидно, что и степень восприимчивости
к внушениям не стоит в прямом соотношении с глубиною гипноза.
ВНУШЕНИЕ В БОДРСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ.
Опыт показывает далее, что есть лица, для которых бодр-ственное состояние
сознания представляет почти столь же благоприятное условие для внушения,
как и гипноз. У такого рода лиц удается всякое вообще внушение и в
совершенно бодрственном состоянии, следовательно, при наличности воли.
Словом, у этих лиц внушения могут быть производимы в бодрственном
состоянии так же легко и просто, как у других в состоянии гипноза.
Для действительности внушения от такого лица не требуется ничего кроме
того, чтобы он слушал и не противодействовал. Если он начинает
противодействовать внушению, достаточно усилить последнее, а если этого
недостаточно, то стоит только внушить, что сопротивление невозможно, и
внушению открывается полный простор.
Вся особенность этих лиц сводится к тому, что они допускают в свое сознание
|