вторгнуться посторонней идее пассивно, не вмешиваясь своим «я» в сущность
и в критику этой идеи, иначе говоря, пропуская ее в свое сознание без
активного внимания подобно тому, как человек воспринимает что-либо в
рассеянности.
Всякий знает, что, будучи рассеянными и невнимательными, мы можем давать
на задаваемые вопросы совершенно не подходящие для нас ответы; можем
признавать то, что мы несомненно отвергнули бы, если бы отнеслись к вопросу
с вниманием, нередко мы не знаем даже, что данный вопрос был нам задаваем,
иначе говоря, мы имеем настоящую амнезию. С другой стороны, при
отвлечении внимания мы не замечаем нередко своих ощущений, можем даже
заглушить резкие болезненные ощущения. В других случаях мы испытываем
без всякой видимой причины безотчетную тоску или душевную боль, или же
нам незаметно для нас самих может быть навязан тот или другой мотив,
привита та или другая идея и т. п.
Словом, в состоянии рассеянности, когда наше «я» чем-нибудь занято или
отвлечено в известном направлении, мы получаем состояние,
благоприятствующее внушению, вследствие чего, будучи введено в
психическую сферу, оно проникает в него помимо «я» или, по крайней мере,
без его активного участия и не может быть подвергнуто соответствующей
критике и переработке.
Таким образом, не подлежит никакому сомнению, что облегченная
восприимчивость к внушениям наблюдается иногда и в нормальном
психическом состоянии. Но суть в том, что в таком случае внушаемые лица по
отношению к производимым внушениям, веря в их магическую силу, не в
состоянии обнаружить никакого психического проти-водействия и
подчиняются им совершенно пассивно.
Благодаря этому, внушения легко входят в их психическую сферу помимо их
«я», точнее говоря, помимо их личного сознания, следовательно прививаются
непосредственно, так сказать, в самые недра психической сферы, помимо
всякого участия воли и действуют так же неотразимо на субъекта, как и
внушения, производимые в гипнозе.
Само собой разумеется, что у такого рода лиц внушением в бодрственном
состоянии можно пользоваться для лечения так же легко, как и внушениями,
производимыми в гипнозе.
Примером действительности подобного рода внушений, производимых в
бодрственном состоянии, может свидетельствовать следующий случай.
Осенью 1896 г. мы приняли в клинику молодого человека, который страдал
тяжелыми судорожными истерическими приступами и полным параличом
нижних конечностей, развившимся в одном из истерических приступов.
Этот паралич длился уже более 1,5 месяцев, не поддаваясь никаким вообще
терапевтическим приемам, и грозил таким образом перейти в те хронические
параличи, которые длятся годами, не поддаваясь излечению.
Но во время исследования этого больного совместно с врачами клиники ему
были закрыты глаза и затем путем внушения он был тотчас же совершенно
излечен от паралича и уже в гипнозе начал ходить. Когда он был разбужен, то к
удивлению своему убедился, что он стоит на ногах и может свободно ходить.
Больной в восторге отправился сам в свою палату и привел в изумление всех
тех, которые за несколько минут перед тем видели его в кресле-коляске в
состоянии полного паралича нижних конечностей.
С этих пор у больного оставались одни истеро-эпилепти-ческие припадки,
|