бичевали себя и катались полунагие по снегу.
В конце 1642 г. священник Пикар (духовник) внезапно скончался. Монахини,
уже и без того близкие к помешательству, тогда окончательно помутились.
Их духовный отец стал являться им по ночам, они видели его бродящим в виде
привидения, а с ними начали делаться конвульсивные припадки, совершенно
аналогичные с припадками луденских монахинь: у несчастных являлось
страшное отвращение ко всему, что до тех пор наполняло их жизнь и
пользовалось их любовью.
Вид Св. Даров усиливал их бешенство; они доходят до того, что даже плюют
на них. Затем монахини катаются по церковному полу и, издавая при этом
страшный рев, подпрыгивают, как будто под влиянием пружин».
Современный богослов Лабретан, имевший случай видеть лувьевских
монахинь, дает нам следующее описание их беснований:
«Эти 15 девушек обнаруживают во время причастия страшное отвращение к
Св. Дарам, строят им гримасы, показывают язык, плюют на них и
богохульствуют с видом самого ужасного нечестия. Они кощунствуют и
отрекаются от Бога более 100 раз в день с поразительною смелостью и
бесстыдством.
По несколько раз в день ими овладевали сильные припадки бешенства и злобы,
во время которых они называют себя демонами, никого не оскорбляя при этом
и не делая вреда священникам, когда те во время самых сильных приступов
кладут им в рот палец.
Во время припадков они описывают своим телом разные конвульсивные
движения и перегибаются назад в виде дуги, без помощи рук, так что их тело
покоится более на темени, чем на ногах, а вся остальная часть находится на
воздухе; они долго остаются в этом положении и часто вновь принимают его.
После подобных усиленных кривляний, продолжавшихся непрерывно иногда в
течение 4 часов, монахини чувствовали себя вполне хорошо, даже во время
самых жарких дней; несмотря на припадки, они были здоровы, свежи, и пульс
их бился так же нормально, как если бы с ними ничего не происходило. Между
ними есть и такие, которые падают в обморок во время заклинаний как будто
произвольно: обморок начинается с ними в то время, когда их лицо наиболее
взволновано, а пульс становится значительно повышенным. Во время
обморока, продолжающегося полчаса и более, у них незаметно ни малейшего
признака дыхания.
Затем они чудесным образом возвращаются к жизни, причем у них сначала
приходят в движение большие пальцы ноги, потом ступни и сами ноги, аза
ними живот, грудь, шея; но все это время лицо бесноватых остается
совершенно неподвижным; наконец, оно начинает искажаться, и вновь
появляются страшные корчи и конвульсии».
Это описание не оставляет сомнения в том, что дело идет в данном случае о
проявлениях большой истерии, хорошо изученной за последнее время,
особенно со времени классических трудов Charcot и его учеников.
ЭПИДЕМИИ КЛИКУШЕСТВА И ПОРЧИ.
Наше современное кликушество в народе не есть ли тоже отражение
средневековых демонопатических болезненных форм? И здесь влияние
внушенных ранее привитых идей на проявление болезненных состояний
неоспоримо.
Известно, что такого рода больные во время церковной службы при известных
|