возглашениях подвергаются жесточайшим истерическим припадкам.
И здесь повторяется то же, что было и в средние века. Несчастные больные
заявляют открыто и всегласно о своей бесоодержимости; во время же
припадков говорят как бы от имени сидящего в них беса. Между прочим, одна
из недавних эпидемий кликушества развилась с чрезвычайной быстротой во
время свадебного пиршества в с. Б. Петровском Подольского уезда
Московской губернии и охватила 15 лиц, участвовавших в пире. Д-р Яконенко.
Эпидемия истерических судорог в Подольском уезде Моск. губ. Вести. Общ.
гигиены, т. XXV, кн. III, отд. III. Другая эпидемия, развившаяся несколько лет
спустя также во время свадебных пиршеств и также в Подольском уезде
Московской губернии, ограничивалась четырьмя лицами. Д-р Геника. Вторая
эпидемия истерических судорог в Подольском уезде Московской губернии.
Невр. Вести. 1898, т. VI, вып. 4. Литература наша обладает вообще
многочисленными описаниями эпидемий кликушества, но из них лишь
немногие были предметом медицинского наблюдения.
Всех лиц, которые пожелали бы в исторической последовательности
проследить у нас развитие эпидемии этого рода, мы отсылаем к книге
Краинского «Порча, кликуши и бесноватые» (Новгород, 1900), которому
пришлось исследовать по поручению Медицинского Департамента одну из
эпидемий такого рода, развившихся несколько лет тому назад в Смоленской
губернии. См. также сообщение д-ра Никитина (из нашей клиники): "К вопросу
о кликушестве" (Научи. Собр. вр. клин. душ. и нервн. бол. 1903), в котором
описаны кликуши с их припадками и приведены результаты их исследования.
Нет сомнения, что эти эпидемии всегда и везде развивались под влиянием
поддерживаемого в народе верования о возможности порчи и
бесоодержимости, в чем немалую роль сыграло наше духовенство. Для
пояснения того, какую роль играет внушение и самовнушение при развитии
эпидемий порчи и кликушества, я приведу здесь из сделанного мною к
вышеуказанному сочинению предисловия ниже следующие строки.
Не подлежит сомнению, что психическая сторона т. н. порчи и кликушества,
как и бесноватости, черпает свои особенности в своеобразных суевериях и
религиозных верованиях народа. Этим объясняется не только характер
бредовых идей о порче, о вселении нечистой силы во внутрь тела, но и все
другие характерные явления в поведении кликуш, порченых и бесноватых, так,
например, их своеобразная боязнь всего, что верою народа признается святым,
наступление припадков в церкви при пении «херувимской», при известных
молитвословиях во время служения молебнов и при отчитывании, их
выкликания и непереносимость того лица, которое они обвиняют в порче и в
причинении им бесоодержимости, часто наблюдаемая наклонность к
произношению бранных и неприличных слов, поразительное
богохульствование и святотатственное поведение против икон, склонность
некоторых из кликуш к прорицанию и т. п. Сюда принадлежит и боязнь табаку,
наблюдаемая у некоторых кликуш, как заимствование от сектантов. Известно,
что курение табака, по взгляду многих сектантов, которых народ вообще
именует «еретиками», есть дело рук антихриста, а потому они не только не
употребляют табака, но и не допускают его в свои избы. Поэтому боязнь табака
у кликуш выражает как бы принадлежность их к ереси, что в глазах простого
народа почти равносильно богоотступничеству.
В виду всего, только что сказанного, нельзя не согласиться с тем, что
кликушество и порча в значительной мере обязаны своим происхождением
|